В начало
Н.К. Россошанская. Этическая система добродетелей и пороков в русском православии XI-XIII веков

В Древней Руси религиозная этика включала как минимум три комплекса добродетелей и пороков, каждый из трех имел определенную классовую принадлежность и направленность. Для зависимого населения (смердов и холопов) рекомендовались такие качества, как трудолюбие, смирение, послушание, почитание князей и бояр, т. е. весь набор качеств, характеризующих подчиненное положение этих слоев населения в социально-экономической структуре раннефеодального общества.
Для господствующих классов имелось две системы добродетелей, два идеала — церковный и светский, к которым предписывалось стремиться представителям знати. Церковный идеальный набор качеств предлагался для людей духовного звания (монахов, священников), благочестивых. Он в наибольшей степени подвержен христианскому религиозному пониманию добра и зла, добродетельности и порочности человека. Среди наиболее почитаемых, восхваляемых и принятых за образец для подражания добродетелей назывались смирение, покорность, милосердие в их традиционно-христианских трактовках. Кроме собственно христианских добродетелей духовным лицам рекомендовались высоко ценимые общечеловеческие достоинства, такие как справедливость, доброта, сострадание ко всем (Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы XI - начало XII вв. М, 1978. С.359).
Для князей был выработан и официально закреплен в литературе особый набор качеств, необходимый для успешного руководства страной, сохранения ее независимости, укрепления ее единства и авторитета. Этот комплекс был политизирован, тесно связан с конкретно-историческими задачами развития Руси. К светским добродетелям, которыми по преданию обладали наилучшие из князей и которые предписывались обязательным для современников и потомков, относились достоинства воина (сила, мужество, храбрость, крепость, добрый глава дружины) и достоинства государственного деятеля (дальновидность, острота ума, мудрость, патриотичность, терпимость, предусмотрительность).
Наиболее полное и сконцентрированное представление о добродетельности и порочности человека раннефеодальной эпохи дает «Поучение Владимира Мономаха», которое, на наш взгляд, является своеобразным этическим кодексом, сводом правил поведения древнерусского человека. По своему характеру и основной направленности этическая программа, предложенная Мономахом, выступает именно светским образцом для подражания, правда религиозной личности. Поэтому в основу «души чистой и непорочной» кладется вера в Бога - начало всякого добра. «А вот вам и основа всему; страх божий имейте превыше всего», — поучает Владимир Мономах (Там же. С.333-397).
Анализируя свою жизнь, древнерусский государственный деятель советует своим детям и всем желающим, как достигнуть «милости божией» и определяет, каким должен быть человек, в частности князь. Основным качеством человека Мономах утверждает трудолюбие, управление домом. Кроме того, общественно значимым признавалось исполнение своих обязанностей сюзерена, к которым относились защита слабого, бедного смерда, забота об условиях жизни убогих и т.п. Особо чтилось внимание к духовным лицам, забота и любовь к ним «по силам своим», воздаяние уважения епископам, пресвитерам, черноризцам, всей церкви. Мономах призывает делать добрые дела, быть скромным, ни во что ставить всеобщий почет. В его устах даже призывы «лишаемый - не мсти», «ненавидимый — люби», «гонимый - терпи», «хулимый - молчи, «не губите никакой христианской души, ни правого ни виноватого» - приобретают скорее не христианское, а социально-политическое и конкретно-историческое звучание.
Наличие у человека тех или иных нравственных качеств создает ему не нравственное, а общественно-политическое лицо. Добродетели как таковые, в чистом виде не интересуют философов Древней Руси, обращавших внимание скорее всего на проявление человеческих черт. Поэтому в древнерусском человеке не отмечался конфликт между его свойствами и поступками: добродетельно поступает достойный, дурно-порочный. Перечисляемые достоинства ясны, отчетливы, просты. В этом проявляется своеобразная абсолютизация человека и прямолинейность его характеристик, даваемых древнерусскими мыслителями. С их точки зрения, человек либо абсолютно зол, либо абсолютно добр: добродетели и пороки присущи человеку с рождения, их развитие и изменение невозможно.
Таким образом, этическая система добродетелей и пороков русского православия XI—XIII вв. характеризуется наличием как религиозных, так и светских принципов, определенных их равновесием, «наложением» мирского, реалистического мировоззрения.

Н.К. Россошанская. Этическая система добродетелей и пороков в русском православии XI-XIII веков // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 97-98.

Hosted by uCoz