В начало
О.В. Сивова. Связь социального и духовного бытия российского общества в эпоху серебряного века

Выделяемые некоторыми исследователями понятия «общественное бытие» и «общественное сознание» (которое является особым родом бытия - духовным) представляют две важнейшие стороны жизни общества: одна относится к внешним условиям и атрибутам общественной жизни, другая - к внутренним. Как правило, невозможно анализировать один из этих аспектов в отрыве от другого, поскольку они тесно связаны между собой, изменение в одной из сфер влечет изменения в другой. Их разделение довольно условно: например, политическую ситуацию в стране характеризует не только тот или иной государственный строй, существующие в его рамках юридические институты и партии, степень политической стабильности, но и вся совокупность сопутствующих духовных факторов: мыслей, настроений, мнений, взглядов. В дальнейшем мы будем подразумевать взаимопроницаемость понятий «общественное бытие» и «духовное бытие».
Представляется интересным в связи с вышесказанным проследить такую взаимосвязь на примере определенной эпохи и выяснить, как на ее формирование и развитие влиял общественный аспект бытия. Возьмем для анализа эпоху серебряного века, характеризующуюся
как некое духовное единство. Прежде всего стоит отметить, что характернейшей чертой мироощущения этой эпохи является чувство кардинального обновления, что неудивительно для времени динамического историко-культурного развития, когда менялись буквально все стороны жизни России - политика, экономика, наука, искусство.
Неудача реформы 1861 года, не решившей судьбу крестьянства, обусловила распространение марксизма. В философии и литературе появляется образ Человека, который силен физически и морально, бунтаря, творца истории, хозяина земли. Эти настроения отразились в творчестве Горького, Маяковского, Хлебникова, Бурлю-ка и др. С другой стороны, убийство царя-освободителя Александра II, кровавые результаты революции 1905 года приводят к мысли о жестокости и бессмысленности насильственных путей истории, к идее духовной, а не политической революции. Отсюда интерес к личному, интимному в человеке. Обращение к субъективному духовному миру носило различный характер: для одних - через бегство от несовершенства общества в мир эмоций, чувств, наслаждений, эстетства, для других оно выражалось в самоуглублении, отрешенности несчастного человека, страдающего от одиночества и депрессии (декадентские настроения), для третьих духовное самосовершенствование каждой отдельной личности служит надеждой на будущее благополучие и равновесие. Путь самосовершенствования чаще всего представлялся религиозным, отсюда и рассвет русской религиозно-философской мысли. Противоречивость и сложность эпохи усугубляется со вступлением России в мировую войну. Все эти процессы социально-политической жизни не могли не оказать влияния на культуру, но не менее важным фактором были и научные достижения. Казалось, стабильность мира поколебалась: то, что раньше представлялось незыблемым и несомненным, было опровергнуто последними достижениями науки - исследование радиации, открытие рентгеновских лучей, создание квантовой теории и теории относительности, беспроволочной связи... Усложнение представлений о мире порождает чувство растерянности, мысли о невозможности создания исчерпывающей картины реальности, об относительности всего сущего. Отсюда скептическое отношение к позитивизму, чувство утраты точки опоры, иррационализм.


О.В. Сивова. Связь социального и духовного бытия российского общества в эпоху серебряного века // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 99.

Hosted by uCoz