В начало
А.С. Скобельцына. Русская культура 1-й четверти XX века и творчество П.П. Кончаловского

Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) - признанный мастер русской и советской живописи. Творческий путь П.П.Кончаловского пришелся на интереснейший период в истории русского искусства. Он начинал писать в 90-е годы XIX века, в период «серебряного века» русской культуры. Его имя стало известным в первые годы XX века, отмеченные развитием небывалого плюрализма в искусстве, рождением русского модернизма и постмодернизма. Зрелость и признание пришли к мастеру уже в советское время.
В творчестве П.П.Кончаловского наиболее интересен так называемый ранний период - первые два десятилетия XX века. Этот период менее изучен потому, что в советское время о Кончаловском как о лидере авангардистского объединения «Бубновый валет» старались просто не вспоминать, поэтому работы этого периода не были доступны широкому зрителю. Лишь в 1990 году вышло обстоятельное исследование «Бубнового валета» (Поспелов Г.Г. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990), однако и здесь Кончаловский далеко не главная фигура.
Творчество П.П.Кончаловского интересно рассмотреть в контексте следующих особенностей, характеризующих русскую культуру первых десятилетий XX века:
1) В означенное время активизировались русско-европейские культурные связи, оказавшие заметное влияние на русскую художественную школу. Начало творческого пути П.П.Кончаловского совпало с периодом знакомства России с искусством Франции второй половины XIX века (выставка 1891 года в Москве). Возможно, «со времен этой выставки и зародилась,...у Кончаловского тяга к Парижу, к великому городу «искусств и ремесел» ...» (Никольский В.А. Петр Петрович Кончаловский. М., 1936. С.17). Вплоть до Октябрьской революции П.П.Кончаловский практически постоянно жил за границей - во Франции, Италии, Испании. Там он получил первое признание как художник. Оттуда он привозил в Россию новые знания и опыт.
2) Анализ живописного наследия П.П.Кончаловского показывает степень проникновения европейского искусства в Россию. В разное время художник подвергался влиянию европейского реализма, импрессионизма, постимпрессионизма, порой сознательно подражая Ван-Гогу в его колорите, Сезанну в его вещественности и неподвижности натуры, внимании к композиции и форме. Но делалось это, как писал сам художник, исключительно с целью научиться чему-то новому, постичь методы великих мастеров. В целом же работы П.П. Кончаловского нельзя назвать явлением чуждым России. Его творчество самобытно, в нем чувствуются русские корни, тесная связь с русским народным искусством.
3) Важной проблемой представляется изучение творчества П.П. Кончаловского в контексте взаимодействия московской и санкт-петербургской художественных школ, которые в рассматриваемый период имели достаточно выраженные особенности. Полотна москвичей отличались живописностью, непосредственностью восприятия окружающего мира, тягой к национальным корням. Национальная тема москвичей тяготела к современным сюжетам русской жизни, в отличие от ретроспективности петербуржцев. Московская школа в силу большой интенсивности художественной жизни активнее усваивала европейский живописный опыт. П.П. Кончаловский закончил Академию художеств в Петербурге, однако, проживая в Москве и тесно общаясь с крупнейшими московскими художниками, был более близок именно московской школе, хотя с петербургским «Миром искусства» его роднило, например, увлечение театром, книжной иллюстрацией, совместное участие в художественных выставках.
4) Общественная деятельность П.П. Кончаловского как основателя «Бубнового валета» тесно переплелась с творческими исканиями русских художников в начале
XX века. П.П. Кончаловский говорил, что общей целью объединения «Бубновый валет» являлся протест против эстетизма, что «всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи». (Кончаловский П.П. Мысли о художественном творчестве // Кончаловский. Художественное наследие. М., 1964. С.22). Выставки «Бубнового валета» показывают, что русские художники искали новых тем, новой палитры, новых методов изображения натуры. Их не удовлетворяло ни передвижничество, уже сыгравшее свою роль, ни «мирискусничество» с его ретроспективизмом и стилизаторством, ни символизм, ни академизм. Их кумирами были Пикассо и Сезанн. П.П.Кончаловский писал: «Мы считали, что остро сделанная тема все равно станет острой, какова бы она ни была в действительности. Надо было добиваться этой остроты живописи. Но мы знали также, что самая острая тема превращалась в ничто, раз плоха живопись. Нам тогда казалось, что нужно прежде всего овладеть живописным языком...» (Кончаловский П.П. Мысли о художественном творчестве... С.22). Таким образом на десятилетия вперед определялись пути развития русского искусства.

А.С. Скобельцына. Русская культура 1-й четверти XX века и творчество П.П. Кончаловского // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 99-100.

Hosted by uCoz