В начало
Т.Е. Сохор. Из истории исследования древнерусского искусства Великого Новгорода

Серьезное внимание к искусству Древней Руси в среде историков искусства появилось лишь на рубеже XIX-XX веков. И если памятники искусства и культуры были изучены за период XX столетия, то об истории исследования этой культуры, ее ученых, реставраторах и хранителях древнерусского искусства написано крайне мало. Изредка встречаются упоминания о них лишь в краеведческой литературе. Среди таких ученых можно назвать фамилии, закончивших обучение в Петербургском университете студентов В.Мясоедова (1908), Н.Сычева (1910), Л. Мацулевича (1911). Именно они позднее принесли славу и известность своими учеными трудами не только университету, но Российскому искусствознанию. Конечно, перечисленными фамилиями не заканчивается список исследователей истории древнерусского искусства, но именно эти молодые ученые, начали скрупулезное изучение древнего новгородского искусства после того, как Д.В.Айналов привел и представил в заседании Императорского Русского Археологического Общества (ИРАО) своих учеников. Именно он сумел убедить членов Археологической комиссии в их будущих успехах и представил подробный план исследования ими новгородской старины. Этот план отмечен в протоколе заседания ИРАО от 22 января 1910 г.: «Д.В.Айналов прочел записку о командировании Обществом в Новгород В.К. Мясоедова и его сотрудников по экспедиции 1909 г. для изучения в различных отношениях церковных древностей и о тех ближайших задачах, которые они могли бы там исполнить» (Протокол заседания русского и славянского отделения ИРАО от 22 января 1910 г. //ЗОРСА. T.IX. СПб., 1913. С.325).
О судьбе Владимира Константиновича Мясоедова известно немного: неожиданная ранняя смерть 26.02.1916 оборвала все начинания необыкновенно талантливого ученого. Известно, что почти сразу после окончания университета (1908) он был оставлен для подготовки к профессорскому званию. В 1909 г. В.К.Мясоедов стал хранителем музея древностей, а в 1915 г. — приват-доцентом и должен был читать курс «Древнейший период русской архитектуры». Память о нем в сердцах его друзей и стала той основной заслугой В.К. Мясоедова, заслугой именно в науке, перед которой хочется склонить голову.
Леонид Антонович Мацулевич в искусствоведении известен как крупный специалист по византинистике, создатель музейной и организаторской работы по собиранию и исследованию византийских памятников. Однако, начинал он как историк древнерусского искусства, изучал монументальную живопись Новгорода и Пскова. Л.А.Мацулевич родился 26 октября 1866 г. в Петербурге в семье чиновника. Закончив университет в 1911 г., он некоторое время преподавал на Высших женских курсах (1913/14 уч.г.). В 1918 г. Л.А.Мацулевич поступил на службу сначала в Русский музей, а затем в Эрмитаж (1919), где и проработал до 1949 года. Даже в сложные 1920-1930-е гг., когда византиноведение было объявлено вредной буржуазной наукой, академик В.Струве признавал заслуги Л.А.Мацулевича, называя его «крупнейшим исследователем», сумевшим стать «советским историком». Не менее известен Мацулевич и как педагог. В разное время он преподавал в Институте истории искусств (1918-1922) и в ЛГУ (1939-1952), некоторое время возглавлял кафедру византиноведения, недолго существовавшую на историческом факультете.
Николай Петрович Сычев родился 26 апреля 1883 г. в Санкт-Петербурге в семье отставного канцелярского служащего. Окончив университет в 1910 г. с дипломом I степени, Н.Сычев был оставлен Д.В.Айналовым при кафедре для подготовки к профессорскому званию. Свою научную деятельность Н.Сычев начал, будучи еще студентом университета: он неоднократно был командирован в Новгород, Псков, Старую Ладогу и другие города для изучения памятников древнерусского искусства. Во время проведения экспедиционных исследований Н.Сычев делал копии фресок в красках. Все сделанные им копии были выставлены в Академии художеств (на Всероссийском съезде художников в Петрограде), а затем приобретены Музеем древностей Петроградского университета. В автобиографии (Архив ИИМК РАН. Ф.51, Оп.1. Ед.хр. 174, ЛЛ.5, 6). Н.П.Сычев называет эти фрески: «Страшный суд» Спасо-Нередицкой церкви; фрески XIII в. Церкви Св.Николая Чудотворца на Липне (часть из них изданы: В.К.Мясоедов. Никола на Липне // Сборник Новгородского общества любителей древности. Вып. III. Новгород, 1910. Таблицы IV); фреска XIV в. Церкви Успения Богоматери на Волотовом поле (издана: Л.А.Мацулевич. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Болотове // Памятники древнерусского искусства. Вып. IV. СПб., 1912. Рис.22); фреска с изображением Свв. Константина и Елены Новгородского Софийского собора; фреска церкви Св.Георгия в Старой Ладоге.
В 1916 г. Сычев получил в университете сразу две должности — приват-доцента и хранителя музея древностей. После революции 1917 г., помимо преподавательской деятельности в университете, он становится профессором Института истории искусств, преподает в археологическом институте, в 1920 г. назначается особо уполномоченным Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины по работам в Северной области, с 1921 г. — директором Русского музея и членом совета Государственного Эрмитажа, членом Общества художников им А.И.Куинджи, ас 1921 г. начинает преподавать в Академии художеств в должности профессора. Его успешная педагогическая деятельность в университете продолжалась вплоть до конца 40-х годов XX столетия.
Приходится признать, что имена перечисленных ученых мало знакомы даже кругу специалистов искусствоведов, но их научные исследования, как опубликованные, так и хранящиеся в архивах, и сегодня представляют серьезный научный интерес.

Т.Е. Сохор. Из истории исследования древнерусского искусства Великого Новгорода // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 100-101.

Hosted by uCoz