В начало
Н.Ю. Ташлыкова. Образы и символы современной русской музыки и русская духовная традиция

(на материале сочинения «Русский альбом» московского композитора А. Праведникова)

В цикле нет единого сюжета, но он воспринимается как целостный образ очень напряженной, порой доходящей до трагизма или фарса («Песнь бомжа») духовной жизни героя. Герой занимает высокую нравственную позицию и активно противостоит любым разновидностям лжи и лицемерия.
Текст цикла состоит из 13-ти стихотворений: четыре знаменитых пушкинских стихотворения, одно лермонтовское, одно Н. Гумилева, два стихотворения Егора Исаева, четыре авторских стиха и одно стихотворение немецкого поэта Хольдхаузена «Tabula rasa». Таким образом, своеобразно перекликаются несколько эпох русской поэзии.
Текст альбома, состоит из двух тетрадей.
1-я тетрадь:
1. (вступление) Пора, мой друг, пора! ел. А. С. Пушкина
Цикл «1993» (четыре номера)
2. «Я вас любил» ел. А.С. Пушкина.
3. «Темная любовь» ел. Н. Гумилева
4. «Маска» ел. А. Праведникова
5. «Покамест упивайтесь ею, сей легкой жизнию друзья» ел. А. Пушкина
6. «Кавказская песня» ел. Праведникова
7. «Мы встретились» ел. Праведникова //- я тетрадь:
1. (вступление) «Он между нами жил...» ел. А.С. Пушкина
цикл «1999» (три номера)
2. «Осенние поля» ел. Е. Исаева из поэмы «Мои осенние поля».
3. «Президент» ел. Е. Исаева из поэмы «Двадцать пятый час».
4. «Tabula rasa» ел. X. Хольдхаузена
5. «Песнь Бомжа» ел. А. Праведникова.
6. «В минуту жизни трудную» ел. М. Лермонтова
В музыкальном подходе автор продолжает традицию Мусоргского. Он идет от ритмики стиха, заставляет ее звучать. В этом проявляется его оппозиционность современной тенденции, представители которой стре-

102

мятся отойти от традиционной для русской музыки связи со словом и его интонациями.
Палитра использованных Праведниковым приемов очень разнообразна. Надо отметить, что автор не стремится к «красивым» романсовым интонациям с восходящими секстами. В номере «Я вас любил» нет великосветских интонаций. Мелодия сдержанна, раскрывается тонкость и глубина чувства. В номерах «Темная любовь» и «Маска» используются широкие «неустойчивые» ходы на септиму вверх и тритон вниз, ритмика чрезвычайно «неровна», идет сплошное чередование квинтолей и триолей. Номер «Маска» звучит в ритме мазурки с зашифрованными интонациями 5-ой симфонии Шостаковича. Это символика доведенного до утонченности и крайности романсного стиля. Она резко контрастирует с мелодикой древнерусских распевов.
«Кавказская песня» построена на диатонических нисходящих попевках в стиле народной солдатской песни.
Кульминацией всего «Русского альбома» является «Песнь бомжа», под бомжом в этом номере подразумевается просто житель современной России. Номер написан в трехдольном размере, и звучит как саркастичный «вальсок», подчеркивающий бессмысленную суету городской жизни. Мелодия построена на отдельных возгласах декламационного характера, диатонические ходы сочетаются с хроматическими. В целом использована символика русской плясовой.
Завершается цикл сдержанно-сосредоточенным номером «Молитва» («В минуту жизни трудную...») на стихи М.Лермонтова. В основе номера лежит медленно «шагающая» монодия, на которую проецируется хоральная мелодия баса. Ощущается глубокая внутренняя связь с интонациями византийской и грузинской мелодики.
Таким образом, можно заключить, что в качестве одного из главных выразительных средств в «Русском альбоме» использована мелодика древнерусских распевов и традиция мелодекламации.

Н.Ю. Ташлыкова. Образы и символы современной русской музыки и русская духовная традиция // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 101-102.

Hosted by uCoz