В начало |
А.С.Тимощук. Ведическая культура как традиционная культура
Духовная культура ведического общества базируется на сакральных текстах, ведах, из которых следуют важные мировоззренческие выводы. Так, гносеология ведической культуры строится на признании «шабда прамана» - принятии системы авторитетов, которая представлена учителями и священными текстами), «анумана прамана» - выводного знания и «пратьякша прамана» - непосредственного чувственного знания. В вопросах профанного знания (вьявахарика) действуют, в основном, «анумана прамана» и «пратьякша прамана», а в вопросах высшей истины (парамартхика) — священный звук «шабда». Непосредственно с принятием вед связаны практически все мировоззренческие аспекты ведической культуры, среди которых: признание перевоплощения души, вера в закон моральной причинности (карма), признание спасения в качестве конечной цели жизни. Для ведической культуры характерна собственная картина мира. В основе ведической космографии лежат следующие принципы: универсум основан на единстве взаимодействия адхйатмы (духовное «я»), адхибхаутики (физическое «я»), адхидайвы (сверх «Я») и адхиягьи (жертвоприношение); циклическая концепция времени; сходная продолжительность космических циклов; идея трехуровневого пространства (низший, средний и высший миры), а также трансцендентного бытия за их пределами; единое понимание времени-пространства; семь видимых небесных тел; постепенное «проявление» физических элементов (бхут) из непроявленного «единого». Социальная организация ведического общества основана также на ведах и означает следование социально-духовной стратификации на профессиональные цеха (варны) и религиозные уклады жизни (ашрамы). При наличии эти признаков, мы можем говорить о присутствии ведической культуры, хотя даже в этих рамках возможны исключения. Так, человек мог следовать всему укладу жизни ведической культуры и признавать перечисленные элементы мировоззрения, однако принадлежать к философской школе, отрицавшей куль-турообразующее значение вед для общества. Речь идет о школах буддизма, джайнизма, а также чарвака и локаята. Для представителей этих школ в ведической культуре был специальный термин «настика», указывавший на несоответствие их взглядов ведам. Буддизм и джайнизм разделяют предсуществование души, но отрицают (на-асти) бытие бога, о чем говорят веды. Чарваки и локаятики отрицают и то и другое. Таким образом, целиком «ведическими» можно лишь считать только шесть философских систем — вайшешика, нйайа, миманса, веданта, санкхйа. По форме ведения хозяйства ведическая культура мало чем отличается от других традиционных неиндустриальных культур. Преобладает, преимущественно, натуральный обмен, деньги используются для обмена с другими странами. Наиболее ценными считались земля, зерно и домашний скот. Корова и бык - основа материального развития ведической культуры, почитаются как священные. По вышеуказанным принципам, ведическая культура, входит в разряд традиционных культур и находится в оппозиции к ПОСТ-культуре (см о ней: Бычков В.В. Пост / В кн.: Корневище О.Б. Книга неклассической эстетики. М., 1998. С.213.) Традиционной культурой я называю такую форму организации жизнедеятельности, в которой сакральное право распространяется на все сферы человеческой активности — частную и общественную. ПОСТ-культура ориентирована на идеал гражданского общества, с его защитой личной жизни индивида от вмешательства государства. Традиционная культура — более архаичный тип культуры, гипотетически можно утверждать, что в древности традиционные культуры были близко связаны. Ведическая культура — это одна из исторических форм фадиционной культуры, однако она близко соприкасается с другими ее формами. А.С.Тимощук. Ведическая культура как традиционная культура // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 103. |