В начало
А.С.Тимощук. Ведическая культура как традиционная культура

Духовная культура ведического общества базируется на сакральных текстах, ведах, из которых следуют важные мировоззренческие выводы. Так, гносеология ведической культуры строится на признании «шабда прамана» - принятии системы авторитетов, которая представлена учителями и священными текстами), «анумана прамана» - выводного знания и «пратьякша прамана» - непосредственного чувственного знания. В вопросах профанного знания (вьявахарика) действуют, в основном, «анумана прамана» и «пратьякша прамана», а в вопросах высшей истины (парамартхика) — священный звук «шабда». Непосредственно с принятием вед связаны практически все мировоззренческие аспекты ведической культуры, среди которых: признание перевоплощения души, вера в закон моральной причинности (карма), признание спасения в качестве конечной цели жизни.
Для ведической культуры характерна собственная картина мира. В основе ведической космографии лежат следующие принципы: универсум основан на единстве взаимодействия адхйатмы (духовное «я»), адхибхаутики (физическое «я»), адхидайвы (сверх «Я») и адхиягьи (жертвоприношение); циклическая концепция времени; сходная продолжительность космических циклов; идея трехуровневого пространства (низший, средний и высший миры), а также трансцендентного бытия за их пределами; единое понимание времени-пространства; семь видимых небесных тел; постепенное «проявление» физических элементов (бхут) из непроявленного «единого».
Социальная организация ведического общества основана также на ведах и означает следование социально-духовной стратификации на профессиональные цеха (варны) и религиозные уклады жизни (ашрамы).
При наличии эти признаков, мы можем говорить о присутствии ведической культуры, хотя даже в этих рамках возможны исключения. Так, человек мог следовать всему укладу жизни ведической культуры и признавать перечисленные элементы мировоззрения, однако принадлежать к философской школе, отрицавшей куль-турообразующее значение вед для общества. Речь идет о школах буддизма, джайнизма, а также чарвака и локаята. Для представителей этих школ в ведической культуре был специальный термин «настика», указывавший на несоответствие их взглядов ведам. Буддизм и джайнизм разделяют предсуществование души, но отрицают (на-асти) бытие бога, о чем говорят веды. Чарваки и локаятики отрицают и то и другое. Таким образом, целиком «ведическими» можно лишь считать только шесть философских систем — вайшешика, нйайа, миманса, веданта, санкхйа.
По форме ведения хозяйства ведическая культура мало чем отличается от других традиционных неиндустриальных культур. Преобладает, преимущественно, натуральный обмен, деньги используются для обмена с другими странами. Наиболее ценными считались земля, зерно и домашний скот. Корова и бык - основа материального развития ведической культуры, почитаются как священные.
По вышеуказанным принципам, ведическая культура, входит в разряд традиционных культур и находится в оппозиции к ПОСТ-культуре (см о ней: Бычков В.В. Пост / В кн.: Корневище О.Б. Книга неклассической эстетики. М., 1998. С.213.) Традиционной культурой я называю такую форму организации жизнедеятельности, в которой сакральное право распространяется на все сферы человеческой активности — частную и общественную. ПОСТ-культура ориентирована на идеал гражданского общества, с его защитой личной жизни индивида от вмешательства государства. Традиционная культура — более архаичный тип культуры, гипотетически можно утверждать, что в древности традиционные культуры были близко связаны. Ведическая культура — это одна из исторических форм фадиционной культуры, однако она близко соприкасается с другими ее формами.


А.С.Тимощук. Ведическая культура как традиционная культура // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 103.

Hosted by uCoz