В начало
Т.В. Чумакова. Утопические образы древнерусской мысли

Надежда на существование Утопии - стержень многих древнерусских произведений, практически в любом из них мы столкнемся с размышлениями на эту тему. Прежде всего, это произведения не официозные, связанные с фольклорной традицией (например, старообрядческие списки «Беседы трех святителей»). Конечно, для того, чтобы говорить об утопизме в русской средневековой культуре, необходимо так расширить понятие утопизма, чтобы оно охватывало всевозможные идеальные проекции о лучшем мире, о мире, «каким он должен быть». В этом случае можно говорить о том, что утопическое направление мысли имманентно присуще человеческому сознанию и время его появления совпадает со временем зарождения цивилизации. Поскольку утопия появляется в результате не только теоретического, но и образного восприятия мира, утопические идеи часто получают воплощение в художественной форме, их можно обнаружить не только в памятниках письменности, но и в архитектуре, живописи, садово-парковом искусстве. Многие феномены русской жизни в эпоху средневековья были обусловлены утопическим видением мира, список примеров достаточно долог, от образов, любовно взращиваемых и укрепляемых в сознании людей властью (например, концепция «Москва Третий Рим», первые следы которой обнаруживаются уже в XI веке), до фольклорных («Легенда о Беловодье», град Китеж и проч.). Даже географические описания при переводе на родной язык приобретали яркий утопический оттенок, которого не было в первоисточнике («О Молуккских островах»). В XVII веке появляются попытки телесного воплощения этих образов (напр. «Новый Иерусалим» патриарха Никона).
В качестве основных параметров, определяющих характер утопического видения можно выделить: поиски смысла жизни и смерти, отношение к природе, государству и отдельному человеку. Своеобразие утопии определяется традицией, в которой она складывалась. Утопия в России не ограничивается литературными канонами жанра, созданного Томасом Мором. Утопия письменная (литературная и нелитературная), утопия практическая (реализованная) и утопизм (который по выражению Эрнста Блоха является «принципом надежды», формирующим «утопическое поле») в древнерусской культуре соединяются в единый комплекс. Для средневековой русской культуры можно выделить три типа утопий: утопия «бегства», «перестройки» и «воздействия». В первом случае изображается жизнь на «островах блаженных» (остров Буян, земной рай, описанный в «Послании Василия Новгородского Федору Тверскому»), художественным образом этой утопии может выступать сад. Во втором - жизнь в жестко структурированном обществе (напр., описанное в «Житии Андрея Юродивого» (ВМЧ. Дни 1-3. СПб., 1870. Столб. 210) правление «царя от нищеты»), его художественным образом может быть дом. В третьем случае описывается утопическое преображение места или человека с помощью некоего воздействия, ритуала. Например, с помощью переименования, и здесь художественным образом может выступить человек, город, страна, что угодно. «Утопию воздействия», целью которого является преображение человеческой природы можно рассмотреть на примере «Домостроя». «Воздействие» осуществляется с помощью особым образом организованного труда.

Т.В. Чумакова. Утопические образы древнерусской мысли // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 103-104.

Hosted by uCoz