В начало
М.В. Баженов. Основания функционирования современной культуры

Традиционное общество характеризуется тем, что в основании культуры лежат трансцендентные для нее ценности - природа (космос), бог. В Новое время мир начинает рассматриваться как то, что пред-стоит человеку, как предмет - то, что потеряло самостояние и стоит перед человеком (М.Хайдеггер). «Самость» же индивида - не его уникальное «я», а тот, кто все опредмечивает, помечает - ego cogito, познающий субъект. Субъект - атеистический ответ модерна христианству, для которого «самость» - дух (Бог в самом индивиде). Путем рефлексии субъект опредмечивает весь мир, но опредметив мир, он ошеломленно обнаруживает, что извне «другой» также смотрит на него как на предмет (Ж.-П.Сартр). Предметность человека - указание на то, что «Бог умер» (Ф.Ницше), ибо субъектность (обратную сторону предметности, объектности) легко потерять: она — не абсолют (как Бог для христианина). Достаточно отчуждающего взгляда со стороны, чтобы субъект превратился в предмет. Предметность - безос-новность индивида, неукорененность его. Христианин тоже не укоренен в «мирском», но его «самость» - бесконечная бытийственная и смысловая полнота Бога. Предметность же - лишенность самостоятельного бытия (лишь в соотнесении с субъектом существует предмет) и смысловая пустота (смыслом предмет наделяется со стороны субъекта). Проблема единства бытия, единства разных людей, субъектов решается на основе предметности: товарное производство унифицирует как людей, так и вещи. Субъекты товарного производства — субъективированные меновые стоимости (К.Маркс) и различие между ними лишь количественное. Человек на рынке автономен, но одновременно он теряет индивидуальность: он постоянно в «маске» (того или иного предмета, товара), у него нет имени, он постоянно превращается (и его превращают), обменивается на другие меновые стоимости. И во внеэкономической сфере индивид равен всякому другому индивиду - у избирательной урны и в прочих ситуациях «публичной» жизни, где - как и в экономике - та же анонимность, предельная обезличенность.
Образцом человека (в смысле другого человека для «я») в таком случае будет проститутка - открыто продающая себя, предлагающая себя как предмет, ставший товаром, ибо она не владеет никакими вещами, предметами, необходимыми для продолжения собственного существования - подобно рабу. Ее личность не интересует покупателя, да и сама она — в маске, т. е. работает под псевдонимом. Она выставляет себя напоказ (как товар на витрине), не видит в покупателях своего товара «лицо», индивидуальность, ибо они - лишь носители меновой стоимости. Проститутка — лишь крайний случай превращения человека в товар. В качестве раба можно рассматривать любого работающего по найму. Раб обладает сознанием в виде вещности, он есть внешний предмет (Гегель). Чтобы подняться над предметностью своего сознания, раб должен трудиться. Труд - способ преодоления позорного рабского состояния, способ дорасти до господина, находящегося на противоположном полюсе общества.
Чтобы стать господином, нужно рискнуть жизнью - особенно в эпоху первоначального накопления капитала. Тот, кто рискнул жизнью, презрел смерть, устоял в борьбе за признание, тот - господин, иначе - рабство. Господин (джентльмен, аристократ, нувориш, «новый русский» и т. п.) богат, т. е. предметный мир в его распоряжении, а значит, у него - максимальная власть над вещами и людьми (как носителями меновой стоимости), значит, он не уподобляется вещам, не превращается в них, но сам превращает других в своих слуг, в свои вещи (покупает товары и услуги). Однако как личность без вещей он - ничто, т. е. максимально зависит от них, ибо сам их не производит. Его главная забота - не стать предметом для других. Отсюда - строгие предписания в поведении - кодекс чести. Для господина важна представительность (стояние перед), репутация в своем окружении, поэтому он всегда в «маске». Господин не специализирован, т. е. предмет его занятий не затрагивает его, не уподобляет себе, не растворяет в себе. Это — его хобби. Он - дилетант, любитель, а все его время — свободное время, которое нужно убить. Сознание господина - на пределе отношений субъекта и объекта: субъект господствует над объектом, но одновременно и полностью определяется им (Гегель).
Особое место занимает преступник. Преступление сакрально, ибо оно - пре-ступание запрета. Сакральность преступления в модерне - в покушении на фетиш этого общества, на частную собственность как носителя меновой стоимости. Преступление заключается в том, что раб, не трудясь, хочет преодолеть свое позорное состояние, превратиться в господина. Позор в обществе модерна - мало иметь, быть ограниченным в потреблении. Господин не ограничен в потреблении. Преступник в один миг пытается превратиться (как бы чудом - сакральное превращение) из раба в господина, из того, кто должен трудиться, в потребителя. Он рискует своей свободой, в пределе - своей жизнью, презирает опасность. Немало господ в прошлом - преступники. Преступник - также как раб и господин - в «маске», но по иным причинам: ради обладания фетишем он превращается в кого угодно, даже темнота используется им в качестве маски.
Предметность человека обнаруживает себя в безудержном потреблении господина, к которому стремятся и раб, и преступник. Потребление - ничтожение, превращение всего в ничто. «Ничто», лежащее в основании культуры модерна, порождает исследования по поиску оснований культуры модерна в ней самой. Эти исследования - важное направление развития философских исследований.

М.В. Баженов. Основания функционирования современной культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 106-107.

Hosted by uCoz