В начало
Е.В. Бушкина. Исторический аспект экологической культуры

Термин «экологическая культура» стал применяться не так давно и связан с именами таких ученых как Д.С.Лихачев, Э.В. Гирусов, И.Ю.Широкова, Н.Н.Моисеев и др., но истоки его уходят в глубокую древность, ибо существование человека неотделимо от существования биосферы и само его появление является результатом ее развития.
Элементы экологической культуры человека появились еще в неолите. В то время наш предок, являясь естественной составляющей экосистем, как все другие живые организмы, подчинялся законам развития природы. Для него природа была «матерью», дарующей жизнь, обеспечивающей его пищей, кровом, одеждой, предметами быта, орудием, всем тем, что помогало выжить, и, одновременно, грозной, «карающей» силой, лишающей его жизни. Все существование человека в природе было подчинено способности адаптироваться к условиям обитания. Но еще первобытный человек отметил, что его деятельность в ней, по улучшению условий обитания для себя, не всегда благоприятно сказывается для своих соплеменников и может обернуться гибелью племени, тогда появляется первая система запретов -табу. Таким образом, не понимая всей сложности существующих связей в окружающем мире, человек стал пользоваться системой, выделяющей его из природы и регулирующей его поведение в ней. Появилась система, несущая отпечаток сознательной деятельности субъекта, в отличие от естественного бытия природных тел, что является важнейшим признаком культуры, культуры первобытного человека по отношению его к природе.
Земледелие и скотоводство качественно изменяют формы взаимодействия человека с природой, но у всех народов сохраняется понимание того, что земля, реки, животные и растения требуют бережного отношения к себе. И такое отношение к природе закрепляется в деревенском быту, являясь частью деревенской культуры.
Стремительный скачек научно-технического прогресса в XX веке привел к стихийному развитию промышленности, неконтролируемому росту населения, «загрязнению» духовного мира, и, как следствие, - к деградации природы, кризису духовной жизни человека, проблеме видового выживания человека. Решение этой проблемы выходит за рамки правовых отношений, регулируемых государством. Требуется нечто большее -изменение сознания человека, формирование экологически культурной личности.
Различные толкования понятия «экологическая культура», приводимые в работах И.Д.Зверева, И.Н.Понамаревой, И.Т.Суравегиной, С.А.Огонькова и др., указывают на всю сложность точного и полного его определения. С одной стороны, экологическая культура является органичной частью общей культуры, с другой стороны, обладает некоторой самостоятельностью по отношению к ней. Понятие экологической культуры — комплексное, распространяющееся на весь спектр, взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностную структуру. Экологическая культура рассматривается нами как качественное новообразование личности, кардинальная смена ее нравственных принципов, поскольку экологический императив требует изменения укорененных в культуре представлений о свободе личности и характере человеческой активности.

Е.В. Бушкина. Исторический аспект экологической культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 107.

Hosted by uCoz