В начало
Н.В. Володина. «Конституционно-правовой аспект обеспечения сохранности культового искусства в современном обществе»

Права и ответственность государства, общественных институтов и граждан в отношении исторического и культурного наследия определены Конституцией Российской Федерации (ст. 2, 14, 17, 28, 29, 59). Условия обеспечения сохранности памятников, ответственность за их повреждение или разрушение определяются Федеральным законом «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1978 г.), Законом «О музеях в Российской Федерации и музейном фонде РФ» (1996 г.), «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.), Распоряжением Президента РФ «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» №281—рп (1993 г.), Указом Президента «О приватизации в РФ памятников истории и культуры местного значения» №2121 (1994 г.), Постановлением Правительства РФ «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения» №248 (1995 г.) и другими нормативными актами. Однако, указанные акты Президента и Правительства РФ не решают в полной мере проблемы, возникающие в сфере владения памятниками культурного наследия и обеспечения их сохранности. К тому, же передача религиозным организациям культовых предметов музейного фонда и занимаемых музеями помещений храмов и монастырей, начавшаяся в 90-е годы, еще до издания распоряжения и указа Президента РФ по вышеупомянутым вопросам проводилась поспешно, без обеспечения необходимых условий охраны памятников, нередко без предоставления музеям новых помещений. Число историко-культурных музеев, значительная часть которых размещена в сооружениях культового назначения, продолжает сокращаться, а количество переданных церкви храмов растет, что далеко не всегда вызвано реальными потребностями современной религиозной жизни. По официальным данным Госкомимущества РФ, Русская православная церковь только за 1994-1995 гг. получила в собственность и в пользование 620 объектов культового назначения, тогда как планировалось передать лишь 340.
Сложившаяся ситуация недвусмысленно свидетельствует о несовершенстве нормативно-правовой базы, на основе которой строятся отношения между государственными учреждениями культуры и церковью, непродуманности и поспешности ряда решений центральных и местных органов власти, нередко просто уступающих настойчивому давлению представителей церкви. Ситуация осложняется тем, что на данный момент церковь зачастую оказывается не готовой принять те материальные и духовные ценности, на которые она претендует. По оценке специалистов, в храмах, где находятся древние произведения религиозного искусства, до сих пор нет безопасного, необходимого для хранения икон и церковной утвари температурно-влажностного режима. Другая проблема связана с неспособностью церкви обеспечить должную охрану произведений культового искусства от хищений и пожаров. Как свидетельствуют документы Министерства культуры РФ, огромное число икон, драгоценной утвари, книг, шитья, коллекций, оказалось похищенным. В то же время антикварные магазины и рынки России, Европы, Америки заполнены произведениями русского культового искусства. Лишь незначительную их часть удается конфисковать на таможнях. Преступные посягательства на культурные ценности наносят серьезный, порой невосполнимый ущерб национальному достоянию нашей страны.
Для поиска наиболее эффективных путей решения проблемы в 1992 г. при Министерстве культуры РФ был создан Межведомственный экспертный Совет по проблемам безопасности культурного наследия, в состав которого вошли специалисты Министерства культуры, МВД, Росархива, ведущих музеев, реставрационных центров. В качестве международных консультантов были приглашены руководители служб безопасности Лувра, Национальной галереи Канады и другие. Совет разработал программу «Безопасность культурного наследия». Она предусматривает поэтапную реорганизацию существующей системы охраны, создание комплексной системы безопасности культовых предметов и других объектов культуры на основе внедрения современных средств многорубежной защиты, автоматического пожаротушения, организации в музеях страны собственной профессионально-ориентированной службы безопасности. В настоящее время службы безопасности созданы в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее и др. Практика работы таких служб подтверждает целесообразность их внедрения. Однако, дальнейшая реализация программы требует финансовых затрат как со стороны государства, так и со стороны церкви.
Таким образом, для сохранения культурного наследия России необходимо, как минимум:
- привести действующее законодательство в сфере культурного наследия в соответствие с существующими международными стандартами, закрепленными, в частности, в документах ООН и ЮНЕСКО;
- обеспечить непротиворечивость между федеральным и региональным уровнями законотворчества в области отношений церкви и государственной власти по вопросам владения, сохранности и доступности памятников культового искусства;
- создать правовую основу для формирования негосударственных источников поддержки деятельности религиозных объединений и музеев по реставрации, каталогизации и обеспечению надежной охраны культовых памятников.


Н.В. Володина. «Конституционно-правовой аспект обеспечения сохранности культового искусства в современном обществе» // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 108-109.

Hosted by uCoz