В начало
А.В.Емельянов. Жизненные коллизии: удовольствие и страдание

Удовольствие - это одновременно и состояние, и способ деятельности, и чувство, и мера душевного равновесия. Аристотель определял удовольствие как «некоторое движение души... быстрое и ощутительное водворение ее в естественное состояние». Удовольствие есть синоним приятного, оно связано с объектом желаний и противоположно нужде, потребности. В традиционной этике (этических системах средневековья, нового времени) удовольствие противопоставлялось телесным и душевным страданиям, связывалось с приятными ощущениями (материальный достаток, избыточное удовлетворение базовых потребностей и т. п.).
Развитие психоанализа в XX в. указало на физиологическую основу удовольствия, его зависимость от ли-бидозных влечений. Механизм удовольствия физиологичен, гормонален, но выброс гормонов осуществляется благодаря удовлетворению сексуальных влечений, как в зрелом, так и младенческом возрасте. Желания человека, обусловленные либидо, сопротивляются налагаемым на них правилам и нормам. Согласно Фрейду, абсолютный императив удовольствия закономерно привел бы к войне «всех против всех», разгулу насилия и анархии. Антисоциальная, антикультурная направленность либидозных процессов исторически сформировала механизм «вторичного удовольствия» - отсроченного и социокультурно обусловленного.
Удовольствия зрелого человека подчиняются логике самоактуализации. Удовольствие - не только и не столько половое удовлетворение (в каком ключе его рассматривали Фрейд, Фуко). На первый план выходит то, что может быть обозначено обобщенной категорией «принятия»: признания, симпатии, приятия, репутации. Человек испытывает удовольствие, будучи принят в общество, ощущая близость с другими людьми, имея собственное весомое место в системе общественных связей и отношений.
Данный процесс способен странным образом переворачивать привычные представления об удовольствии как роскоши, комфорте, избытке, удовольствии и страдании. Человек способен испытывать удовольствие в страдании, нарушая нормы общества, но будучи наказан за них и тем самым признан, принят в общество. «Акт страдания странным образом сопровождается удовольствием от того, что тебя распознали» (Н.Козлова). Страдание и блаженство Раскольникова состояло в бегстве от людей и публичном раскаянии.
Человеческие желания, обусловленные потребностью в признании, принятии, определении, бросают человека в социальное пространство, заставляя добиваться их любыми путями. Данный процесс Ф.Ницше связывал с волей к жизни, к победе. В одном из фрагментов «Заратустры» звучит просьба правильно осудить преступника, желавшего и испытавшего «счастье ножа».
Современное общество по-своему решило вековую проблему удовольствия и страдания. Существенное улучшение качества жизни, начавшееся еще в новое время, позволило человеку значительную часть времени тратить на личные нужды, с избытком удовлетворять базовые потребности. Удовольствие в культуре постмодерна стало императивом и нормой обыденного поведения.
Однако, как отмечали ведущие мыслители XX века, существенной проблемой современности стал «нооген-ный невроз» (В.Франкл), «депривация метапотребно-стей» (А.Маслоу). Индивидуализация и приватизация современного общества существенно затруднили межсубъектные связи, человеческая близость проблематизи-ровалась. получили широкое распространение индивидуализированные пространства удовольствия (наркотики, специфическая музыка, «механический секс» и т.п.) в противоположность пространствам праздника (М.Бахтин).
Логика удовольствия не соответствует представлениям как традиционной этики (удовольствие как довольство, роскошь, наслаждение, удовольствие как противоположность страданию), так и фрейдистски ориентированным доктринам, отождествляющим удовольствие и сексуальное удовлетворение. Удовольствие коренится в признании, принятии, обретении Другого, где указанные характеристики являются важной, но не единственной частью.

А.В.Емельянов. Жизненные коллизии: удовольствие и страдание // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 14.

Hosted by uCoz