В начало
Л.Е. Добрейцина. К вопросу о развитии русской провинции

В течение советского периода истории нашей культуры преобладала точка зрения на провинцию как сырьевую базу центра (в материальном и моральном плане), как своего рода «третий мир». Гордились его успехами, но не признавали за ним самостоятельной ценности, самобытных духовных богатств и путей развития. В постсоветское время полюса поменялись. Провинциальная культура была признана хранительницей духовности, несущей спасение всей отечественной культуре, в том числе и столичной. На наш взгляд оба подхода обедняют русскую культуру, раскладывая ее на «простые множители», не учитывая, что культура - сложный организм, который при расчленении утрачивает свое самое главное свойство — жизнеспособность.
Неразрывная связь столичной и региональной культур подтверждается самим историческим процессом. Всякая культура стремится к совершенству, идеалу, и этим идеалом для провинции всегда была столица в силу вполне понятных причин - как центр науки, образования, искусства, как место встречи самых разнообразных духовных потоков, в том числе и зарубежных. Главным деятелем провинциальной культуры всегда был интеллигент, который нес в местную среду свои идеи и знания, и все это - из столицы или, по крайней мере, из крупного регионального центра. Проиллюстрировать это можно, наверное, фактами из истории любого провинциального города. Мы взяли Нижний Тагил, так как во-первых, он вполне подходит под определение провинциального, а во-вторых, потому что материалы его современной истории были у нас «под рукой». Особая активность духовной жизни Тагила падает на 40-50-е годы. Причина этого всплеска - эвакуация и депортация в Тагил множества самых разнообразных специалистов из Москвы, Ленинграда и других крупных городов. В результате в это очевидно неподходящее для культуры время здесь организуются ежегодные художественные выставки (за предшествующие 200 лет была проведена лишь одна), возникает картинная галерея, филиал Свердловского СХ, Мастерские художественного фонда. Краеведческий музей, уже бывший в городе, начинает серьезные научные исследования и вскоре становится одним из лучших в провинции. Создается первый в истории города профессиональный драматический театр, кипит гастрольная жизнь. Благодаря наличию «местных», а точнее приезжих, кадров становится возможным открытие художественного и музыкального училищ, а позднее - художественно - графического факультета в пединституте. В такой обстановке воспитывается вкус, значительно повышается уровень духовных запросов общества. И наоборот, как только контакты с внешним миром ослабевают, приток людей из столиц уменьшается, в духовной культуре города наступает спад. Замкнутость в своем маленьком мирке приводит не столько к самобытности, сколько к снижению уровня культурных потребностей и требований к их качеству.
Ориентация на столицу, на образцы так называемой «высокой культуры», которые она дает, необходима. Трудно назвать такое взаимодействие диалогом, так как он предполагает равенство сторон, а это в данной ситуации невозможно. Быть может, важнее признать, что столица и провинция - не отдельные культурные миры, а разные явления одной национальной культуры. И поэтому, возможно, в их более тесной связи друг с другом — путь к сохранению и развитию их духовности.

Л.Е. Добрейцина. К вопросу о развитии русской провинции // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 111.

Hosted by uCoz