В начало
Л.С. Капитанова. «Пуэрилизм» (Й. Хейзинга) и «ребячество» (Х.Ортега-и-Гассет) как черты современной эпохи

Й. Хейзинга и Х.Ортега-и-Гассет пытались осмыслить переживаемый на рубеже XIX-XX столетия и в последующие десятилетия кризис европейской культуры в связи с «культом молодости».
По утверждению Й.Хейзинги, культ молодости будучи показателем свежести сил, может рассматриваться и как старческое явление, как отречение от престола в пользу несовершеннолетнего наследника. Самые цветущие культуры, отмечает голландский историк, любили и ценили молодость, но не баловали ее, не позволяли ей изнежиться, постоянно требовали послушания и почтения к старшим. По мнению Хейзинги, культ молодости в известной степени связан с другим важнейшим недугом нынешней эпохи, который он обозначает термином «пуэрилизм». Пуэрилизмом исследователь называет позицию общества, чье поведение не соответствует уровню разумности и зрелости, которого, оно достигло в силу своей способности судить о вещах, это общество вместо того, чтобы готовить подростков к вступлению во взрослую жизнь, свое собственное поведение уподобляет отроческому. Пытаясь охватить ряд внушающих опасение явлений современной ему общественной жизни термином «пуэрилизм», Хейзинга имеет в виду те сферы деятельности, в которых человек, являющийся членом того или иного организованного коллектива, ведет себя словно бы по мерке отроческого или юношеского возраста. В значительной степени это относится к навыкам, вызванным или поддерживаемым техникой современного духовного общения (например, потребность в банальных развлечениях, жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам). Лучше всего под понятие пуэри-лизма, по мнению историка, подпадают такие глубоко укорененные свойства, как недостаток чувства юмора, вспыльчивая реакция на то или другое слово, далеко заходящая подозрительность и нетерпимость к тем, кто не является членом данной группы, резкие крайности в хвале и хуле, подверженность любой иллюзии, если она льстит себялюбию или групповому сознанию. Многие из вышеперечисленных пуэрильных черт можно встретить и в ранних культурных эпохах, но никогда ранее они не распространялись с такой массовостью и жестокостью, как это происходит в общественной жизни нашего времени. Среди факторов, участвующих в данном явлении культуры, Хейзинга перечисляет приобщение к духовным контактам широких полуграмотных масс, ослабление моральных стандартов и чрезвычайно завышенная роль провожатого, которую техника и организация предоставили обществу. Присущее подростку состояние духа, не обузданное воспитанием, привычными формами и традицией, стремится получить перевес в каждой области и весьма, подчеркивает исследователь, в этом преуспевает. В подобных явлениях духа, добровольно жертвующего своей зрелостью, Хейзинга видит лишь знаки грозящего разложения. По мнению голландского историка, подоплеку всего того, что он понимает под термином пуэрилизма составляет смешение игры и серьезного. Недостаточно серьезное отношение к труду, долгу, судьбе и жизни соседствует с признанием высокой серьезности занятий, которые чистое суждение назвало бы пустыми, ребяческими. В данном смешении Хейзинга усматривает один из важнейших недугов нынешней эпохи.
Ортега-и-Гассет, характеризуя современную ему ситуацию, использует термин «ребячество». По его мнению, современный мир является образцом ребячества. Каждый счастлив сбросить узду правил и быть самому себе хозяином. В силу отсутствия утвержденных правилами дел и обязанностей, молодые силы не находят себе занятия, серьезного осмысленного, постоянного и целевого, и все, что остается — это резвиться.
Таким образом, пуэрилизм и ребячество, свойственные и для конца двадцатого столетия, представляют опасность для современной цивилизации.


Л.С. Капитанова. «Пуэрилизм» (Й. Хейзинга) и «ребячество» (Х.Ортега-и-Гассет) как черты современной эпохи // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 114.

Hosted by uCoz