В начало
Н.П. Кнэхт. Образ и дух культуры будущего века

Образ культуры - это представление о целостном содержании культуры будущего. Создание образа есть попытка первого синтеза, позволяющая разглядеть очертания будущей культуры. Образ культуры будущего диалогичен, имеет мерцающе-изменчивую природу и открыт для последующего переосмысления. Если в отношении реального бытия культуры образ - это ее видение-предвидение, то дух культуры представляет ее качественную историческую определенность, укорененность в формах бытия, ее интеллектуальную арматуру, т. е. ее смысл. Целостный образ культуры будет складываться из порождающих информационно-духовных первообра-зований-представлений о стиле жизни в начале XXI века; о соотношении идеалов и материальной жизни людей; о языковой картине мира; о формах технического творчества; о дифференциации художественных стилей; о социальной, духовно-религиозной, мыслительной практике и пр.
Анализ постмодернистских измерений современной культуры подвигает предсказать ее скорую смерть, распад культурных скреп жизни и замену их чем-то иным. Перспективно ли такое видение? Стремление заглянуть вперед, увидеть динамику прорастания будущего сквозь толщи времен, возникает из забот повседневного «житейского попечения», из забот земного выбора, и завтрашний день будет таким, на какой образ культуры мы будем ориентироваться. Образ культуры будущего поэтому должен нести жизнеутверждающий смысл и жизнедарную силу. Такое умонастроение позволяет увидеть некоторые позитивные ростки будущего в настоящем.
1. Культурная география не будет совпадать с реальной. Это видно уже сейчас, т.к. понятия Запада и Востока становятся условными. Сегодняшний день у японцев более западен, а у американцев более восточен, чем день вчерашний.

2. Между современностью и архаикой не будет духовного антагонизма, борьбы, а будет диалог, синтезирующий нечто третье.
3. Постиндустриальные общества (передовые) во многом будут совпадать с доиндустриальными (самыми отсталыми) в плане децентралтзации, деурбанизации, демассификации, дегероизации жизни.
4. Станет важным то, что образует (организует) жизнь, а не создает средства для ее поддержания.
5. Главная перемена во всех сферах человеческой практики будет связана с возрождением органической картины мира. Это как бы движение культуры «назад в будущее».
6. В повседневности главным будет частная жизнь рядового человека. Это будет культура человеческой натуральности, раскрепощенной телесности, витальности. На смену активизму и героическому энтузиазму в построении «прекрасного далека» придет модель поведения, обеспечивающая успех сейчас. Это установка на внимательное вглядывание в жизнь, проживание каждого ее мига с тем, чтобы в нужный момент правильно сориентироваться. Жизнь будет похожа на путешествие, в котором человек (как это было в архаике) будет в постоянном контакте с невидимой частью мира.
7. В религиозном измерении Новой культуры возрастет роль мистического опыта, позволяющего выйти за пределы собственного Я, чтобы увидеть за хаосом порядок и осознать свою жизнь не случайной. Изменится отношение к смерти: страшна будет не смерть, а необъяснимые совпадения.
8. Наука будет стремиться проникнуть к истокам бытия, к той непрерывной реальности, которая предшествовала разъятому на фрагменты миру, преодолевая логические пределы и превращая знание в мудрость.
9. Изменится концепция искусства. Оно будет призвано обострять восприятие жизни, демонстрировать способ ценить жизнь в умении жить «здесь и теперь». Родится новая литература, исповедующая частного человека, драма жизни которого будет разыгрываться «внутри», а не «вне» - на подмостках мировой сцены, делая конфликт вселенским (как это было раньше). Это будет век малых замкнутых миров, не сильных страстей, но более прочных. После культуры трагедии, боли, страдания наступит культура тихой, скромной, светлой радости. Искусство будет нести потенциал веры утверждающей.
10. Дух Новой культуры будет максимально нагружать мгновение смыслом, уплотнять настоящее время, тем самым сопрягая повседневное с вечным, ритуализи-руя жизнь и искусство. Исчезнет пропасть между массами и элитой. Искусство и философия будут народными. Важен будет художник вместо произведения, или, точнее, художник как произведение.

Н.П. Кнэхт. Образ и дух культуры будущего века // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 114-115.

Hosted by uCoz