В начало
Р.В. Котенко. Судьбы конфуцианства в XX столетии

В контексте вопроса о взаимоотношении прошлого и настоящего в жизни культуры представляется небезынтересным обратить взор на великую культуру, великую традицию - китайскую. Принимая во внимание наличие множества разноплановых интеллектуальных
пластов, сформировавших то огромное целое, которое принято называть «китайской культурой», следует все-таки признать, что главной духовной силой, действовавшей в ней и способствовавшей ее непрерывному существованию на протяжении тысячелетий, явилось конфуцианство. А потому продолжающиеся на протяжении всего двадцатого столетия в интеллектуальных кругах Китая споры о путях развития китайской культуры так или иначе обращаются вокруг учения Конфуция.
Опыт Китая интересен нам еще и потому, что многое в судьбах наших стран и народов в последнем столетии было схожим: и революции, и засилье одной идеологии, и уничтожение цвета нации, и одурманенность идеями о великом равенстве и светлом будущем. Сегодня, несмотря на то, что Китай официально продолжает строить «социализм с китайской спецификой», коммунистическое руководство страны вновь обратилось в поисках новых идеологических оснований к подвергавшемуся при жизни «великого кормчего» Мао Цзэдуна яростной критике конфуцианству.
Интересно, что властителями дум в Китае сегодня являются те, кого, пользуясь западной терминологией, можно было бы назвать «диссидентами», кто после образования в 1949 году КНР покинул страну, перебравшись в Гонконг, США, на Тайвань. Это представители так называемого «постконфуцианства»: Моу Цзунсань, Тан Цзюньи, Карсун Чжан и другие. Кстати, именно они говорили о непреходящем значении конфуцианских ценностей в тот период, когда многим казалось, что дни великой традиции сочтены (Carsun Chang. The Development of Neo-Confucian Thought. N-Y., 1962. V.2. P.442). В своем поистине эпохальном обращении к представителям мировой общественности они заявляли о невозможности рассмотрения конкретной культуры с точки зрения внешних стандартов и высказывали убежденность, что такие тысячелетние ценности китайской культуры, как «гуманность», «справедливость», стремление к гармонии с миром вселенским и социальным не только скажут свое слово в возрождении их родины, но и смогут обогатить культуру Запада (Там же. С.469, 476 и др.).
Время подтвердило истинность их пророчества. Минули десятилетия, и весь мир восхитился «восточно-азиатским экономическим чудом». Интересно, что некоторые страны, такие, как Тайвань, Южная Корея, Сингапур, принадлежащие к так называемому «конфуцианскому ареалу», объясняли свои успехи именно идеологией, основанной на конфуцианских традициях и ценностях.
Неудивительно, что теперь и правящие круги Китая, который позже других вступил на путь модернизации, стараются утвердить конфуцианскую идеологию в качестве духовного основания развития и государства, и общества. Причем делается это подчас в довольно резкой оппозиции к так называемым «западным» ценностям, под которыми понимаются индивидуализм, эгоизм, стремление к наживе и пр. Так, один из виднейших американских синологов Т.В. де Бари отмечает, что когда на устроенных под эгидой КПК торжествах, посвященных 2545 годовщине со дня рождения Конфуция и проходивших в Пекине в октябре 1994 года, выступал «творец» сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю, известный во всей Азии поборник конфуцианства, зал приветствовал его как «восточного Давида, бросившего вызов западному Голиафу и одолевшего его» (T.W.de Вагу, ed. Confucianism and Human Rights. Honolulu, 1998. P. 10).
Любая культура, а тем более имеющая многосотлет-нюю, тысячелетнюю историю, неизменно переживает как периоды подъема и расцвета, так и упадка, относительного, по крайней мере. И именно в периоды упадка проверяется и ее жизнестойкость, и способность дать миру то, что заставляет считать ее высшим выражением цивилизации и человеческого духа.

Р.В. Котенко. Судьбы конфуцианства в XX столетии // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 115-116.

Hosted by uCoz