В начало
Е.А. Кулешова. Современный сатанизм: сущность и формы

На переломе эпох бунт в человеческом обществе против общественных институтов закономерен, и в России на рубеже XXI века одной из форм его можно считать движение сатанистов, породившее одновременно интерес и мощный негативный импульс отторжения.
Фундаментальные положения сатанизма. В словаре Вебстера дается следующее определение сатанизма: 1) поклонение Сатане или силам зла; 2) пародия на христианские ритуалы, в которых объектом поклонения становится Сатана; 3) дьяволические действия, поведение или позиция. Большинство свидетельствований об имевшем место или воображаемом сатанизме записано христианами, поэтому достоверность этих данных сомнительна. Однако, обобщим: средний сатанист не согласен с большинством догм христианства и полагает, что не существует абсолютного морального мерила. Многие Сатанисты считают себя свободными людьми. Люцифер понимается ими как воплощение разума, интеллекта, критической мысли. Он выступает против постулатов Бога и против любых догм вообще. Он, в поиске истины, стремится к постижению новых идей и осмыслению новых подходов к бытию. Человек в понятии сатаниста - меньшая, менее совершенная часть Сфинкса, разделенная со Зверем. И потому необходимо стремиться их соединить в совершенное существо.
Формы сатанизма. Существует несколько групп, исповедующих сатанизм. Исповедуемые идеи и соблюдаемые обряды в различных группах зачастую оказываются схожими, поэтому, на наш взгляд, они не могут служить универсальным основанием для приемлемой классификации сатанинских групп. Перечисляемые ниже семь основных форм сатанизма выделены достаточно условно, частью на основе вероисповедальных, а частью на основе социально-исторических критериев:
1. Любители. Молодежные группы, примитивно воспринимающие символику и обрядность, распиная кошек и калеча могильные оградки.
2. Церковь Сатаны. Под таким именем известен спектр последователей учения Антуана Ла Вэя. Эти группы исповедуют индивидуализм, удовлетворение эго, веру в себя, ницшеанский идеал сверхчеловека.
3. Гностики.
3.1. Прометеевские Гностики. В их вере Бог (Иегова) и Сатана поменялись местами, и если второй стал носителем Света, то первый - злым воплощением Тьмы.
Верования этой группы берут начало в дохристианских языческих культах.
3.2. Гностики Тьмы. Пантеисты, олицетворяющие Бога с темными силами Природы. В некоторых группах это привело к конкретизации абстрактного божества в виде темного аспекта индуистской богини - Кали.
4. «Вторичные» Сатанисты. В эту группу входят последователи еретических христианских учений, колдуны (в том числе и культа Вуду).
5. Клубы Адского Пламени. Первый из клубов был основан в 1700 г. герцогом Warton, и все они, в основном, специализируются на оккультизме с целью достижения власти и влияния в политической сфере.
6. Романтические / Прометеевские Сатанисты. К ним можно отнести людей искусства. Как правило, в группы они не объединяются.
7. Путь Левой Руки (Ordo Sinistra Vivendi). К нему относятся Братство Ярла Бальдра (хотя логичнее было бы не Бальдра, а Локи) и Орден девяти ангелов. К основным целям первого относятся суммирование магических знаний и т.н. пути воина, а также восстановление и осмысление древнего культурного наследия Европы. В России в настоящее время действует только две официальных организации — Церковь Сатаны и Орден девяти ангелов, однако большая часть информации о сатанистах, идущая через СМИ и даже публикуемая в виде монографий, во-первых, относится к «любителям», а во-вторых, практически всегда ложна или неверно интерпретирована. Сами сатанисты говорят о ней как о «пестрой карусели на плечах хилого фактического материала».
Сатанисты u Xians (христиане). В популярной книге современных сатанистов «Сатанинской Библии» А. Ла Вэя говорится, что Сатана - лучший друг церкви, поскольку он поддерживал ее бизнес все эти годы. Естественно, нельзя отделить истории христианской и сатанинской церквей друг от друга, хотя бы потому, что их теологии построены на одном материале. Поменяв Бога и Сатану местами, уравняв их по степени могущества, сатанисты, как и их исконные враги, в жизни руководствуются схожими принципами.
Влияние сатанизма как общественного или религиозного течения на общество невелико. Оно интересно в исследовательском плане, но как культурное явление значительно уступает, например, евангельскому христианству, захлестнувшему Россию в последнее десятилетие.

Е.А. Кулешова. Современный сатанизм: сущность и формы // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 116.

Hosted by uCoz