В начало
Э.Б. Куприянычева. Искусство в современной культуре

Многие философы пишут о том, что мы живем как бы на осколках предыдущих культур (цивилизаций), которые представлены в современной культуре одновременно (синхронно). И данное состояние современной культуры объясняется ее нахождением на пороге перехода из XX века в принципиально отличный от всех предыдущих эпох век XXI. Чтобы этот переход осуществился успешно, необходимо переосмысление прошлого в новом контексте, т. е. осуществление преемственности. От успеха этого перехода зависит судьба современной продвинутой в технологическом плане цивилизации, которую олицетворяет, по мнению С.Хантингтона и З.Бжезинского, Запад.
Серьезным препятствием в преемственности культур может явиться мода на нигилистическую оригинальность, характерную для современной культуры. Мода на оригинальность проявилась в XIX в. и связана с течением романтизма, установкой которого была борьба против устоявшихся форм классицизма, ориентации на объективное отражение в искусстве окружающего мира. Один из виднейших представителей этого течения, О.Уайльд, полагал, что искусство должно отражать не реальность, а мир грез, и в этом смысле искусство должно опровергать, отрицать окружающую реальность, и, в первую очередь, свою эпоху. Г.Маркузе, синтезировавший учения Маркса и Фрейда, доводит эту мысль до крайности: он считает, что главная функция искусства -революционная. Искусство должно быть в оппозиции общепринятым нормам и образцам. Его цель - вывести людей из-под «идеологического пресса» омассовления, который формирует культуру общества потребления. В массовой культуре человек выбирает не то, что ему нужно и что он действительно хочет, а то, что ему предлагает эта культура.
В современном обществе, как никогда до сих пор, активизировалась мода на элитарность, которая сейчас часто отождествляется (связывается) с оригинальностью (рассматриваемой как снятие запретов, нарушение общепринятых норм) — т. е. с нигилистической оригинальностью.
Благодаря высокому уровню развития современной техники и технологии, образцы «элитного искусства» получили возможность мгновенно тиражироваться. Так, оригинальное - запретное становится общепризнанным, вследствие чего оно теряет свою злободневность, остроту, оригинальность, а в пределе - и смысл. Таким образом, приходит самоплагиат искусства, что атрофирует энергию творчества и дезориентирует человека.
Мода на нигилистическую оригинальность и подражание - тиражирование «образцов» может привести к сбою механизма преемственности культур. Чтобы прояснить суть угрозы современной культуре, нужно дать описание вышеотмеченной тенденции. Под нигилистической оригинальностью понимается абсолютизация типа культуры «Я могу», когда человек, не сообразуясь ни с какими существовавшими до него образцами, стремится создать что угодно, лишь бы это было ни на что не похоже и отрицало запреты, снимало покров с сокровенного. Но здесь вступает в действие контекст ("фон» ) современной элитарной моды на элитарность, и человек творит уже не что-то новое, а, вследствие своей изначальной творческой ущербности (сформировавшейся в результате идеологической обработки «массовой культурой», стремящейся тиражировать элитарные образцы) замыкает цикл самоплагиата современной культуры.


Э.Б. Куприянычева. Искусство в современной культуре // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 116-117.

Hosted by uCoz