В начало
Ю.Г. Ершов. Сакральное как смысл истории

Философия по сути своей не является мировоззренческой проповедью или морализаторством, пронизанным высоким пафосом. Но религиозная лексика помогает обрести даже светскому сознанию понимание сложной диалектики смысла истории как человеческой драмы. Для этого лишь стоит договориться о рациональном понимании греха как выбора негативной возможности, выбора Зла, как противоположности Добра, как деструктивного действия, разрушающего человеческую личность, ценности культуры, созданные чередой сменяющих друг друга поколений. В этом контексте становятся прозрачными по содержанию слова французского историка Марка Блока о христианстве как религии историков, позволяющей представить судьбу человечества как путь, проходящий между грехопадением и страшным судом. Этот путь выступает как длинный единый ряд событий, отражающийся в каждой индивидуальной судьбе и разворачивающийся в великой человеческой драме греха и искупления. Отсюда мы можем сделать вывод об истории как становлении человеческого самосознания через раскаяние, обретение надежды, будущего. Да, при таком способе мышления и отношения к миру логические понятия, рациональные конструкции едва ли не бессильны, или, во всяком случае, полнота исторического смысла не может быть понята и пережита вне опыта раскаяния и обретения веры и милосердия.
История противоречиво связывает друг с другом возвышенное и греховное, любовь и совесть, с одной стороны, и злобную мстительность, зависть, с другой. Выступая ареной вечного и не предопределенного противоборства Добра и Зла, история обретает космологический смысл.
Многообразие человеческого опыта, вероятностный характер исторического процесса, не гарантированность безошибочного действия и верной нравственной позиции, парадоксально возвращают в разговор о смысле истории, о взаимосвязи личной судьбы и пути человечества сослагательное наклонение. Да, мы знаем, что вопрос: «что было бы, если бы...» закономерно вызывает нетерпимое отношение профессиональных историков. Но в своем выборе будущего мы не только не можем исчерпать его возможностями Добра, Истины и Красоты, но и всегда стоим перед выбором негативных, деструктивных возможностей. Ведь исторический опыт формулируется двояко: и в приобретении знания относительно желательных способов действия, и тех, которые необходимо исключить. Верна ли эта точка зрения? По этой причине критика исторического опыта, его рефлексивное осмысление обязательно должно выражаться в каузальной форме: «что было бы, если бы не были допущены (такие-то и такие-то) ошибки...» Правда, при этом незамедлительно возникает традиционный вопрос: о критерии отличия истины и заблуждения, нашей субъективности и избирательности в определении ошибки. Ведь признание в качестве точки отсчета некоей абсолютной системы ценностей уничтожает историчность -такова современная точка зрения.
Да, если абсолютность связывать с неизменностью; нет, если абсолютности придавать человекотворческий смысл, т. е. сакральный, священный характер, выражающий гуманитарную самотождественность человечества. Абсолютность человеческой истории означает, что человек един в своей судьбе со всеми историческими эпохами, начиная от первобытной и заканчивая современной.
Найти смысл истории, по С.Н.Булгакову, - это значит признать, что история есть раскрытие и выполнение одного творческого и разумного плана, что в историческом процессе выражена мировая, провиденциальная мысль. Другими словами, это означает, что истории присуще некое абсолютное, сакральное начало, которое противоположно равнодушной людям причинно-следственной связи, представляя собой живую и разумную силу.
Человек, взятый в его родовом измерении, т. е. как представитель всего человечества, неразрывно связан с историей, так как все время, образно говоря, балансирует между прошлым и будущим, будучи «помещенным» в настоящее. Он - и возможность, значит, постоянная и динамичная неполнота, тревога и обращенность в будущее; он — и действие, направленное к оправдывающей это действие потусторонней цели. Но человек и состоявшееся прошедшее, для которого смена поколений, эпох, т. е. будущее наделяет смыслом эту смену, или собственно историю - как раскрытие прошлого, не случайного, не абсурдного. В этом смысле даже одностороннее, частичное отношение к прошлому, реставрирующее его как должное, или к настоящему, понимаемому как реализованный идеал, все равно создает будущее, связанное, обусловленное, созданное, следовательно, пронизанное единством и смыслом. Историческая ситуация, образующая единство фактов прошедшего и их прочтение, потомками, выводит нас за пределы сиюминутной данности, бренности и единичности к метафизической полноте бытия, к преодолению абсурдности разорванных между собой фрагментов жизни.

Ю.Г. Ершов. Сакральное как смысл истории // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000.С. 14-15.

Hosted by uCoz