В начало
С.И. Левикова. Молодежная субкультура как структурный элемент современной техногенной культуры

Феномен молодежной субкультуры серьезно заявил о себе, заставив ученых индустриально развитых стран задуматься о том, с чем они имеют дело, уже в первой
половине XX столетия. Именно тогда начали появляться первые работы по проблемам молодежи. Здесь достаточно вспомнить имена хотя бы двух исследователей -Маргарет Мид (США) и Карла Мангейма (Германия, затем Англия). Но тогда в силу социально-исторических условий (политическая напряженность, политическое и экономическое противоборство государств, революции, две мировые войны и т. д.) феномену не суждено было развиться в полную мощь.
Лишь несколько лет спустя после завершения Второй мировой войны волна молодежной субкультуры, с каждым годом набирая силы, незаметно подкралась, затем мощно ударила (вначале по США, потом и по странам Западной Европы и Японии, да с некоторым опозданием по СССР и странам Варшавского договора), а потом отхлынула, оставив после себя множество исследований ученых, посвященных проблемам молодежи; прошедших через молодежные революции взрослых; а главное - не очень значительный по количеству приверженцев и носителей сам феномен молодежной субкультуры.
На сегодняшний день с этим феноменом смирились. Его уже больше не воспринимают как курьез или неизбежное зло. Более того, стало ясно, что он - один из обязательных структурных элементов современной техногенной культуры, благодаря которому молодые люди, не сумевшие социализироваться традиционным путем (посредством семьи или формальных объединений - учебных и не учебных), получают альтернативную возможность проделать это в «peer groups» (т. е. группах, объединяющих равных по статусу и по возрасту молодых людей - в отечественной литературе эти группы чаще всего называются неформальными молодежными объединениями).
Но почему феномен молодежной культуры является обязательным структурным элементом современной техногенной культуры? Ответ на этот вопрос следует искать в продолжительности периода овладения профессией в статичных и динамичных обществах. Дело в том, что в традиционных, статичных обществах освоение секретов ремесла не требовало длительного периода обучения, и дети ремесленников росли, перенимая навыки у родителей. Поэтому, возмужав, они могли проявить себя в ремесле, обрести социальный статус и начать автономную от родителей жизнь, материально обеспечивая собственную семью. С появлением индустриального производства общества становятся динамичными, открытыми: для них характерны быстрые изменения в культуре. Поэтому носителям этих культур для овладения ими требуется, во-первых, длительный период обучения, вхождения в эту культуру, и, во-вторых, способность адаптироваться в постоянно изменяющейся среде.
В современных техногенных культурах техника вытеснила собой природную среду. В результате образ мыслей современного человека полностью определяется техническими качествами, а его выбор оказывается заранее предопределенным техническим прогрессом. Из-за резкого усложнения всех производств в современных техногенных культурах молодому человеку требуется слишком длительный период для овладения профессией. В результате самостоятельность приходит к нему поздно. Возникают «ножницы»: биологически взрослый, он еще долго не будет иметь социального статуса и возможности самоутвердиться, самовыразиться. Поэтому выход из этой ситуации в современных обществах - в молодежной субкультуре, отличной от культуры отцов, т.к. именно в мире последних молодой человек и не может проявить себя.

С.И. Левикова. Молодежная субкультура как структурный элемент современной техногенной культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 117-118.

Hosted by uCoz