В начало
А.Т. Липатов. Бренное и вечное: духовные и нравственные ценности отечественной культуры

Нынешние власть предержащие постоянно твердят: «Мы ведем Россию в мировое цивилизованное общество». Но у России свой путь, своя судьба, да и своя особенная цивилизация,чотличная как от европейской, так и от азийской. Россия - это порубежье между Европой и Азией. С давних пор она, став духовным мостом между ними, мирила столь разные мировые цивилизации и культуры, какими издавна были (да и есть до сих пор) Восток и Запад. Россия синтезировала культуру этих цивилизаций, создав богатейшее и самобытное культурное сокровище поистине мировой значимости.
Америка - детище индивидуализма и накопительства, ей всегда был в пору и «по росту» девиз «Обогащайтесь!» Иное дело - Россия. В ее генах - соборность и коллективизм. Мирская, общинная жизнь формировала не только культуру россиянина, но и его характер. А жизнь в трудных условиях окружающей среды немыслима без взаимоподдержки людей друг другом - и не только перед лицом военной опасности, но и в борьбе с разгулом стихии. Община («мир») воспитала в россиянине чувство нужности соседского локтя, надобности решать важные жизненные проблемы, что называется, «всем миром». Мир всегда был нравственной опорой россиянина, что закрепилось в народной поговорке: «На миру и смерть красна».
Коллективизм (а вовсе не индивидуализм) стал основой российской духовности, самого менталитета России, основой российской цивилизации. А индивидуализм - да еще заокеанского образца - губителен для России. Более того, американизация России будет губительной и для Европы, поскольку Россия - хранительница равновесия между Востоком и Западом.
На протяжении последних десятилетий втолковывается преднамеренно искаженный смысл таких фундаментальных понятий, как дух, мораль, нравственность. Происходит опасное пренебрежение духовными ценностями народа, возведение почти в силу закона растления последнего пристанища человека в человеке — его духа.
Дух - слово очень древнее, его знают все развитые языки мира. А в русском языке дух — это не только «дуновение, воздух», «душа» или «настроение», но еще и обозначение начал самой жизни в его высоком философско-религиозном понимании. Однако в наших современных толковых и энциклопедических словарях понятие духа снижено и обужено. Высокое значение духа восходит к древнегреческому рпеита и латинскому animus в их изначальном значении «духовная жизнь, духовное начало», что очень точно уловил выдающийся русский философ Н.А.Бердяев: «Дух есть свобода, творческая активность, смысл, интеллект, ценность, качество и независимость от внешнего мира, природного и социального». Словом, дух, по Бердяеву, это в первую очередь личностность.
Что же касается философских терминов-концептов мораль и нравственность, то в наших современных отечественных словарях всех профилей и типов по-прежнему между ними ставится знак равенства, а их толкование ведется через значение термина мораль. Однако мораль и нравственность - вещи разные. Мораль – явление групповое, насаждаемое правящими силами (классами, кланами, партиями, политическими движениями); она фиксируется в документах, становясь сводом законов, регулирующих поведение личности в данном обществе. При этом мораль - категория переменная, преходящая: сообразно со временем и условиями бытия сегодня она - одна, а завтра может стать иной. Нравственность же - категория вечная, переходящая от поколения к поколению; она одна на всех и навсегда. И народ остается народом до тех пор, пока в нем торжествует дух вечной нравственности, а не преходящей морали.
И еще один немаловажный аспект духовности и нравственности - культура межнациональных отношений. Нельзя не видеть, как за последние годы возрастает национальное сознание, особенно у малых народов. Но одновременно с этим самому их существованию угрожает все нивелирующий каток современной цивилизации. И это порождает межнациональные конфликты, которые со второй половины нашего столетия стали планетарным явлением, причем нередко приобретая трагический характер, выливаясь в прямое военное противостояние. И это в последнее время происходит в большинстве многонациональных стран - причем, независимо от того, какой социально-политический строй в данной стране. Решение проблемы тут на путях терпеливого компромисса, уважительного отношения народов друг к другу, на путях избежания патернализма в отношениях между народами (не поучать, а учиться друг у друга), без навязывания другим чувства «самости», без проповеди кичливости и самодовольства. Любой народ останется великим и нравственно высоким, если он признает эту великость у других народов.
Путь к межнациональному согласию - через высокую духовность и культуру народов. Огромный урон понесет любая нация, любой народ, если они будут стремиться к национальной обособленности и национальной исключительности, к возвеличению лишь своего языка, обособлению своей культуры.

А.Т. Липатов. Бренное и вечное: духовные и нравственные ценности отечественной культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 118.

Hosted by uCoz