В начало
С.А. Липин. Традиции как основа национальной самобытности

Слово «традиция» пришло в русскую культуру в пору увлечения французским языком. Традиция (с лат.) -передача, предание. Однако в русской речи слово это надолго закрепилось прежде всего в смысле «преданья», и более того - «преданья старины глубокой», «преданья устного».
В глубинном своем значении этот термин не вытеснил ни из научной, ни тем более из бытовой культуры исконно русского понятия «устой». Именно это емкое и точное понятие в размышлениях о русской культуре, о путях ее развития объединяло в себе прошлое, настоящее и будущее, тем самым подспудно вбирая в себя и суть традиции как передачи. Устои - то, на чем стояла, стоит и будет стоять Святая Русь. Устои - то, что устоялось и то, что устаивается постоянно. А устаивать — это устроять, возводить порядок, исполнять устав - высший божественный закон. Устои вбирают в себя непреходящие ценности («святое»), определяют вектор развития в исторически меняющемся мире.
В науке последних лет понятие «традиция» все больше наполняется таким содержанием, которое приближает его к исконно русским «устоям». «Традиция» все чаще расшифровывается как процесс, передача духовных ценностей, определяющих лицо нации, ее самобытность. Традиции есть конкретное выражение того, что одни мыслители называли «душой русского народа», другие - «духом истории».
В этом ключе обычаи - это лишь одна из форм (наряду с фольклором, философией, искусством) воплощения традиций. Обычай - развитие традиций на бытовом уровне, бытование традиций. А обряд - совокупность действий, «ряд» действий внутри обычая.
Традиции устойчивы, обряды подвижны, исторически динамичны. Обряд - как форма - может не просто видоизменяться, может вовсе заменяться другой формой, не меняя, а напротив - углубляя суть традиции. Однако именно этот процесс давал подчас повод говорить об «устаревании, отмирании традиций».
Культ природы и культ предков определяли основные традиции русской культуры. При этом во многих и многих аспектах культ предков и культ природы сливались в нечто единое, неразрывное: культ предков становился культом природы, культ природы — культом предков (как для сегодняшних россиян воплощением русского единства являются Куликово поле, Бородинское поле или Мамаев курган). Культ природы означал прежде всего необходимость беречь, сохранять и умножать красоту и богатство земли Русской. Культ предков - беречь, сохранять и умножать завещанное пращурами стремление «жить по правде, по справедливости», «поступать по совести» в отношении к людям и к природе.
Корни национальных традиций — в «корнях» самой истории, в неразрывности процесса устроения земли Русской и становления русского этноса. Осознание такой неразрывности отчетливо и емко звучит уже в «Слове о погибели Русской земли»: «О, светло светлая прекрасно украшенная, земля Русская!», украшенная «реками и источниками местночтимымк», «селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными...».
Устаивать - укреплять основы — украшать жизнь. Истина - Добро - Красота в традиционной русской культуре неразрывны. Мудрость по русским понятиям -слияние Истины и Любви. Истина - напоминал Вл.Соловьев, - главная сущность, Добро — та же истина, явленная в поступках, а Красота - та же истина, явленная в чувственной форме.
Из поступков людей складывается поступь истории.


С.А. Липин. Традиции как основа национальной самобытности // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С .118-119.

Hosted by uCoz