В начало
О.А. Лиходей. Отношение к бродяжничеству и нищенству в контексте национальных традиций русской культуры

В условиях переходного периода увеличивается масштаб форм поведения, которые с точки зрения сложившейся нормативной системы, считаются девиант-ными. Рост профессионального нищенства и бродяжничества детерминирован, с одной стороны обусловленностью поведения условиями, ситуацией, системой отношений, сложившимися институциональными структурами, а с другой стороны зависимостью поведения от интересов, ценностей, потребностей, установок, системы мотиваций, стереотипов и других регуляторов поведения. Однако поведение субъекта не является полностью детерминированным, в нем всегда есть место спонтанности, непредсказуемости.
В социальной памяти закрепляются неоднократно повторяемые типы поведения, которые сохраняются в форме архетипов. Архетип оживает, когда создаются условия, соответствующие ему. Нищенство и бродяжничество получает распространение в условиях кризисной ситуации. Причем воспроизводятся не только сами типы поведения, но и присущая этим типам специализация.
На уровне сложившихся архетипов реагирует общество. Нищенство и бродяжничество встречают традиционно терпимое и сочувственное отношение. На официальном уровне проблему пытаются решить с помощью мер социально-правового характера. Предпринимаются попытки создать структуры похожие на структуры гражданского общества в западных странах. На уровне массового поведения население поступает по-своему - подает милостыню, которая носит анонимный, копеечный характер. Подает зачастую просящим профессионально, а не действительно нуждающимся. По данным социологов, четверть россиян постоянно подают нищим.
Истоки архетипа коренятся в ценностях православия, согласно которым необходимо «отдавать нуждающимся и отдавать не лишнее, а отнятое у себя, с осознанием, что отдается не свое, а Христово... необходимо подавать, не взирая на лица, не спрашивая о жизни тех, кому мы даем» (Поселянин Е. Идеалы христианской жизни СПб., 1994. С.202.).
Русская национальная культура взросла на ценностях православия. В былинах и сказках, остающихся близкими и понятными нам, несмотря на то, что они созданы давно, даются варианты возможного поведения, жизненные сценарии, показываются особенности ролевого взаимодействия, вскрывается гамма эмоций переживаемых людьми, которые лишены крова и куска хлеба.
В изобразительном искусстве «низший люд» появляется лишь искусстве в первой половине XIX века. Раньше его изображение считалось недостойным искусства. В произведениях В.К.Шебуева, А.О.Орловского, ВА.Трогшнина, Н.СПименова, И.С.Щедровского появляются правдивые образы людей из городских низов.
В русской литературе картину «низовой жизни» воспроизводили произведения Н.Г.Помяловского, А.ИЛевитова, П.Н.Горского, В.В.Крестовского, Н.СЛескова. Был раскрыт мир особой субкультуры нищих с присущими ему традициями, преданиями, норма-

120

ми, песнями, пословицами и особым языком. Герои дна запечатлены на страницах сочинений А.М.Горького, А.П.Чехова, В.Шишкова. В художественных произведениях этих авторов были представлены разнообразные характеры и модели поведения во всевозможных жизненных ситуациях. Развернуты описания эволюции человеческой души, ее возвышения и деградации, рассмотрены пути подвижничества и пути, приводящие к падению и прозябанию.
В наши дни, когда происходит массовое обнищание населения и рост социальной дифференциации, эти произведения переиздаются, по ним снимаются фильмы и телесериалы, а на сцене столичного театра возобновлена постановка спектакля М.Горького «На дне». В вестибюле театра - фотографии современных нищих.

О.А. Лиходей. Отношение к бродяжничеству и нищенству в контексте национальных традиций русской культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С .119-120.

Hosted by uCoz