В начало
О.Ю. Маркова. О современном понятии образованности

Каждая эпоха определяет содержание образованности в свойственных для нее понятиях. Образованность не может быть одинаковой или застывшей постоянной. Современный человек живет стандартами минимума и максимума образованности. Минимум может быть определен в качестве границы образованности и невежества: минимум общественно необходимого обязательного образования; минимум образованности для получения профессии; минимум образованности для определенного слоя (страта, сословия, класса).
Более или менее завершен процесс интеграции критериев образованности мужчин и женщин. Однако все больше дифференцируются возрастные этапы образованности. В любом возрасте и на любой стадии образования существуют «отличники» и «двоечники». Поэтому можно формировать идеальные модели минимума и максимума образованности культурного человека применительно к разным этапам его взросления:
I этап (3 года - 17 лет): обучение социально необходимому минимуму знаний (семья - дошкольные учреждения — школа).
II этап (17лет - 22 года): обучение профессии, социально необходимому минимуму специальных знаний и умений (специальные учебные заведения).
III этап (после 22 лет): удовлетворение собственных информационных потребностей и выработка знаний и умений оценивать себя - свои способности, свои возможности, свои достоинства и недостатки.
Возможна некая систематизация содержания образованности прежде всего в соответствии с целями или смыслами образования: 1) обязательный минимум знаний, необходимый для жизнедеятельности; 2) минимум специального образования, необходимый для профессиональной деятельности; 3) минимум общей культуры и эрудиции, необходимый для успешной коммуникации и личностного роста.
Образованность в современном понимании включает в себя:
1. Знания и умения, необходимые для деятельности в конкретной области (например, следует разграничить фундаментальное и профессиональное знания: первые необходимы для выработки мировоззрения и методологии, вторые - для получения профессии).
2. Объемы гуманитарных знаний и естественнонаучных знаний, позволяющих интегрировать культуру современного образованного человека.
3. Знания информационных технологий и языков, что, с одной стороны, представляет собой некий возврат к канонам образованности, существовавшим в дореволюционной России, а с другой - символизирует переход в XXI век.
4. Медицинские знания, необходимые человеку для сохранения своего физического здоровья, и психологические знания, способствующие наиболее комфортному существованию личности в окружающем ее социуме.
5. Знание практик общения и самопознания.
6. К норме образованности относится и знание о знании и способах преумножения знания.
Очевидно, что к концу XX века происходит изменение содержания образовательного минимума и максимума. Основные тенденции изменений сводятся к следующим:
Усиливается значение общекультурной основы и высшего (причем университетского) образования.
Научное знание в системе культуры современного человека дифференцируется на собственно знание научных достижений, законов, открытий: профессиональное научное знание и фактическое знание - эрудицию. Значение эрудиции для соответствия идеалам образованности даже возрастает, поскольку в профессиональной сфере господствует узкая специализация.
Появились новые стандарты технической образованности, универсальные для «гуманитариев» и «технарей»: навыки и умения обращаться с машинами, овладение современными информационными технологиями.
По-новому ценятся знания, умения, навыки особого рода - этикет, дизайн, технологии общения, хиромантия, астрология, экстрасенсорные способности.
Для современного образованного человека изменилось соотношение объемов знания, полученного из специальных информационных источников и знания, проистекающего из повседневного опыта. Молодой человек получает знания, например ухода за ребенком или техники секса, из информационных источников и вне и до своего личного опыта. Отсюда изменение ценностей, мотиваций относительно сложных реальных ситуаций.
Таким образом, автор выделяет: ступень обязательного образования, ступень контролируемого самообразования, ступень альтернативного переобучения. Возвращаясь к идее образовательного времени, можно сделать заключение о конечности любого образовательного цикла и бесконечности образования как процесса.

О.Ю. Маркова. О современном понятии образованности // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 120.

Hosted by uCoz