В начало
И.К. Москвина. Семиозис памятников Северо-Запада России: историческое и вечное

Проблема изучения памятников культуры Северо-Запада России лежит в русле регионального подхода к изучению истории культуры, который в настоящий момент представляется особенно актуальным. Обретение регионами собственного экономического и культурного лица в рамках единой Российской Федерации дает дополнительный импульс к социальному и культурному его развитию. Регион с неповторимым природным ландшафтом, памятниками старины, славными традициями, уникальными народными промыслами формирует у его жителей через любовь к «малой родине» чувство патриотизма, сопричастности Отечеству. Организация своеобразной, целостной, полифункциональной системы региона может быть наиболее более эффективной, если используется местный культурный потенциал, учитываются действующие архетипы, возрождаются лучшие духовные структуры сознания и поведения. Самобытность Северо-Запада как культурного пространства России отражена в уникальных памятниках, которые глубоко и надолго определили своеобразный культурный колорит этого региона.
В связи с этим, требует теоретического осмысления и всестороннего освещения само понятие «памятник культуры». В действующем ныне законодательстве и государственных положениях об охране и использовании памятников истории и культуры указывается, что «памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Выделяются пять видов памятников: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные, которые в таком составе включены в научный оборот и в практику охраны историко-культурного наследия. В общем виде это определение можно считать удовлетворительным, но очевидно, что оно требует дальнейшей разработки.
Существует немало проблем, связанных с соотнесением исторического артефакта с понятием «памятник». В конечном смысле всякий артефакт (также как и мен-тефакт) - это памятник культуры, он же памятник истории, так как всякое явление культуры возникает в истории. Следовало бы употреблять более точное выражение: «историко-культурные памятники». Историко-культурные памятники не имеют особой, свойственной только им формы материального существования, и следовательно, их нельзя выявлять и группировать по этому признаку. Ценность того или иного объекта, как памятника, определяется значением исторической памяти, связанной с этим объектом, а также их эстетической репрезентативностью. В свете семиотического подхода памятники выступают как символические культурные формы представляющие соотносящуюся с ними историческую реальность. Культурологическая методология в силу своего комплексного характера позволяет представить памятник как текст культуры, отражающий во временных исторических формах вечные ценности. История отражается сквозь призму желаний, стремлений людей, народов. Памятник существует в нашем сознании как концентрация памяти о чем-то важном, значительном. Идеация, идеальная сторона памятников относится к культуре. Это объясняет то обстоятельство, что в памятнике не столь важны материальные формы его воплощения, которые могут быть весьма разнообразны, хотя эстетическая сторона воплощения чрезвычайно важна, поскольку эстетическое, обладая особой «энергетикой», обуславливает сильное эмоциональное воздействие памятника на сознание человека. С другой стороны, энергия сознания насыщает памятник, создавая вокруг него особый «ореол». Проблема подлинности памятников уходит в проблему партиципации: вещь участвует в сознании. Подлинный памятник дает ощущение магического влияния вещи на реальность. Реконструкции же не имеют столь мощного иррационального воздействия, хотя и имеют право на существование, как момент восстановления утраченного звена исторической памяти. Памятник - это знак, а знаковая природа есть отличительная особенность культуры. Памятников вне истории и культуры нет, поэтому кажется не совсем корректным используемое ныне выражение «памятник природы».
Современный системный подход дает возможность рассматривать памятники не только как уникальные единичные историко-культурные объекты, а как составляющие целостного культурного и природного пространства региона, в частности Северо-Запада России. Воспринимаемые в пространственно-временных координатах, памятники выступают и как часть культурного наследия, и как составляющая живой современной культуры региона. Особое значение имеет роль памятников в возрождении отечественной духовной культуры, в воспитании патриотизма, любви к местному краю. Проблема сохранения культурного наследия, живо волнующая общественность регионов. Реставрация и возрождение памятников есть одно из средств их активизации в деле государственно-патриотического воспитания.


И.К. Москвина. Семиозис памятников Северо-Запада России: историческое и вечное // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С .123-124.

Hosted by uCoz