В начало
Г.В. Полторанина. Космополитизм как культурный феномен

Мировая культура, создаваемая за счет развития взаимоотношений локальных культур, имеющих территориальную определенность, и субкультур, имеющих лишь общее символическое пространство, формирует определенный тип человека - космополита. Космополитизм - определенное состояние ума и способ обращения с культурной информацией (У.Ханнерц). Вместе с тем космополитизм означает одобрение существования культур в индивидуальном опыте, что означает готовность к взаимодействию с другими культурами, открытость, установку на плюрализм. Ему также свойственна компетентность, т. е. готовность проникнуть в другие смысловые системы и умение в них маневрировать. Он предполагает свободу выбора различных элементов из различных культур, не делая персональных ограничений, но самое характерное - он предполагает автономию индивида от той культуры, к которой принадлежит. В современном мире космополитизм приобретает оттенок профессиональной принадлежности (например, распространен среди банкиров, политиков, журналистов, ученых).
Космополит - это человек-интеллектуал, виртуозно владеющий правилами игры с культурными формами (игрок вдвойне). «Если бы нужно было предложить транскультурное определение совершенства, я сказал _ бы, - отмечает П.Бурдьё, - что это умение играть по правилам игры до предела, вплоть до нарушения, полностью оставаясь в границах правил». Игра теоретического человека (человека-интеллектуала) все более отдаляет его от мира повседневности, уводя в иллюзорно-символический мир индивидуально созданных им смыслов. Именно теоретический человек способен как никто иной к символизации (термин Л.Уайта), через которую раскрывается его человеческая природа.
«Гражданин мира», «человек вселенной», движимый принципом «где хорошо, там и родина» - космополит нуждается в самоидентификации. Её источником становится не столько локальное географическое место и место в структуре социокультурных связей, как у провинциала, сколько культурный потенциал всего народа, его историческое, художественное, литературное, научное наследие. Драма человека-интеллектуала - его оторванность от этнической культуры, от мира повседневности, цена за которую - экзистенциальное одиночество, необратимый путь, отрезающий их прежнее воссоединение — тема философских произведений Г.Гессе («Степной волк», «Игра в биссер»).
Маргинальность человека-интеллектуала в отличие от социального маргинала не носит характер отверженности обществом или отверженности элитой (культурной или политической) этого общества. Социальная маргинальность обостряется при осознании непрестижности социальной группы, к которой человек принадлежит, вызывающая агрессивные чувства, требующие своего удовлетворения в переустройстве общества, или деструктивные стремления к его разрушению. Культурная Маргинальность — это тенденция к просветительской, научно-познавательной деятельности, цель которой — культивирование общечеловеческих ценностей, единение людей, преодолевающее местечковые культы, провинциальный уклад жизни. Космополит -человек, оторванный от корней первичной культурной среды, критически переоценивающий ценности и нравы этой локальной культуры, а потому уже не пользующийся ими как императивами, но преломляющий их через свой личностный опыт и вырабатывающий к ним своё отношение. Лишенный обостренного чувства патриотизма, взамен он приобретает весь мир.

Урбанизированная среда, в которой, как в плавильном котле, взаимодействуют множество этнических культур, религий, субкультур и которая благодаря интенсивной коммуникации способствует этому, является очагом маргинальной культуры. В конце концов, вспомним М.М.Бахтина: «Культура не имеет собственной территории; она вся расположена на границах».


Г.В. Полторанина. Космополитизм как культурный феномен // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С .125-126.

Hosted by uCoz