В начало
О.В. Сапенок. Роль культурологии в системе акмеологического подхода к образованию

Акмеология (от греч. «акме» — вершина) представляет собой новую междисциплинарную область знаний в системе наук о человеке.
Исследуя человека как существо, изначально ориентированное на творчество, выявляя как психологические, так и социально-культурные предпосылки развития творческих возможностей человека, акмеология выступает в роли философии жизненного пути, объединяющей достижения психологии, культурологии и философии. Сформировавшись в конце 60-х годов в качестве одного из разделов психологии, в настоящее время она активно внедряется в сферы социо-гуманитарного знания, претендуя на роль целостного направления в человекознании. Интерес представляет подход акмеологии к образованию, направленный на всестороннее раскрытие личностных способностей и ориентирующий личность на творческое саморазвитие.
Не только динамизм социально-культурной ситуации современного общества, но и личностная трагедия нереализованности настоятельно требуют поиска способов и путей, которые бы вели человека к раскрытию его творческого потенциала и творческой самореализации. Выявляя в качестве основных факторов творческой самореализации личности интеллектуальную деятельность, образование и общение, акмеология в рамках собственного подхода к образованию формирует программу непрерывного образования и самообразования.
В практическом плане (в Санкт-Петербургской Акмеологической академии) система акмеологического образования базируется на трех составляющих: 1. Общении с ведущими учеными Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона и ознакомление с тенденциями развития современной науки. 2. Развитие креативных способностей студентов посредством методов активного научения (участие в студенческих научных обществах, решение творческих заданий, самоанализ путем заполнения шкалы самооценки учебной деятельности и т.п.) 3. Формирование творческой атмосферы поиска посредством личного контакта с преподавателем, совместного поиска решений творческих задач, вызвавших трудности при самостоятельной работе. Для преподавателей, работающих в рамках акмеологическоого, «вершинного» образования прежде всего характерно стремление к ориентации на потребности самого студента, на помощь студенту в самопознании и саморазвитии с целью достижения социальной и профессиональной успешности.
Акмеологический подход к образованию предполагает достижение двух важнейших целей: 1. Когнитивной, направленной на развитие интеллектуальных навыков и способностей (научить учиться), 2. Эмоциональной, направленной на формирование интереса к самому процессу обучения через метод чувственно-эмоционального погружения в предмет посредством общения. Следует подчеркнуть, что под общением в системе акмеологического подхода к образованию понимается не только профессиональное и межличностное общение индивидов, но и общение с результатами творческой деятельности предшествовавших поколений, зафиксированными в культурных феноменах. Если под культурой понимать веками устоявшиеся формы повседневности, дисциплинарные и знаково-символические структуры, способствующие формированию и выживанию общества, то изучение посредством активных методов обучения теории и в первую очередь истории культуры в курсе культурологии содействует личностному погружению в культуросози-даюшую деятельность человечества.

О.В. Сапенок. Роль культурологии в системе акмеологического подхода к образованию // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 127.

Hosted by uCoz