В начало
Н.В.Свинцова. О гуманизации самой гуманной профессии

Коммерциализация отечественного здравоохранения остро ставит вопрос о совершенствовании этической подготовки врачей. Преподаватели философии, занятые в системе последипломного образования, в какой-то степени могут выступать как эксперты качества труда своих коллег, работающих в институтах, ибо наглядно видят отдаленные результаты вузовского приобщения к философии и этике. И эти результаты не вселяют оптимизма. Особенно тяжелая ситуация складывается с этикой.
Становление рынка медицинских услуг, ориентированного преимущественно на обеспеченные слои населения, начинает грозить дискриминацией малоимущих, т. е. нарушением важнейшего принципа врачебной этики - оказывать помощь больным, невзирая на их имущественное положение. Превалирование соображений рентабельности может привести к ситуации, описанной Э.Бирсом в басне «Моральный принцип и Материальная выгода», где Моральный принцип, повстречавшись на узеньком мостике с Материальной выгодой, начинает с высокомерного - «Пади ниц, презренная!», потом предлагает кинуть жребий, а заканчивает предложением пройти по нему. Выражение - «Медицина - самая гуманная профессия» из аксиомы превращается в теорему и все чаще заменяется ламентациями по поводу дегуманизации врачебной профессии.
Для достижения и сохранения высокого уровня духовной и нравственной культуры необходимо, в первую очередь, приобщение будущих представителей медицины ко всему массиву социально-гуманитарных знаний и культурных ценностей, среди которых особо важное место занимает этика, эта «последняя ступень к высшей мудрости» (Декарт).
Современный мировоззренческий плюрализм в нашей стране хорошо сочетается с традиционным в медицинской этике требованием широты мировоззренческого кругозора врача (позволяющей ему одинаково относиться к больным разных рас и национальностей, с различными политическими и религиозными взглядами, а также - независимо от их материального благосостояния). Это, в свою очередь, обуславливает естественный упор на вечные, общечеловеческие моральные ценности в процессе преподавания этики студентам-медикам. Однако, традиционные курсы этики, как правило, строятся в рамках одной парадигмы (раньше - марксистско-ленинской, сейчас - национальной или национально-православной), следовательно, недостаточно отражают вечное. Поэтому нам представляется более целесообразным замена курса этики курсом истории этических учений. В таком курсе открывается больше возможностей для раскрытия диалектики бренного и вечного, для показа филиации этических идей в разных регионах мира, у разных народов, в разных сословиях.
Проблема улучшения этической подготовки студентов-медиков имеет не только просветительно-теоретическую, но и практическую значимость, ибо это вопрос, в котором сочетаются проблемы и физического и нравственного здоровья нации, и без решения которого нам не помогут никакие экономические реформы.


Н.В.Свинцова. О гуманизации самой гуманной профессии // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 127-128.

Hosted by uCoz