В начало
А.А.Смирнов. К вопросу о культуре мышления: история и современность

Как отмечают исследователи, процесс мышления неразрывно связан со специальными искусственными конструкциями - знаками, что делает его не природным, а социальным и культурным феноменом. Это означает, что мышление не является принадлежностью отдельного человека, а его базовые процессы разворачиваются в коммуникативном пространстве взаимодействия между людьми. Из этого следует, что мыслящим, по своему существу, является только тот, кто обладает способностью предельно неслучайным образом действовать в трёх слоях: содержательном, логическом и коммуникативном.
В содержательном слое он должен обладать способностью строить высказывания различных типов сложности и доводить их до других мыслителей, придавая им необходимую знаковую форму. В логическом слое он обязан уметь оперировать с формами мышле-
ния в логиках «дополнения» и «систематического уточнения», обладать навыками строительства данных форм и их применения в конкретных жизненных ситуациях. В коммуникативном слое ему необходимо критериально обеспеченным способом действовать в позициях «автора», «понимающего», «критика», «арбитра» и «организатора сложной коммуникации», видеть процессы сложной коммуникации, уметь управлять данными процессами.
Под культурой мышления, с нашей точки зрения, следует понимать систему способов организации мыслительных процессов в указанных слоях, с использованием определённых средств и критериев. В докультур-ном виде мышления, строго говоря, не существует -это всего лишь предмышление. В содержательном слое предмышление характеризуется тем, что человек, в ходе своих рассуждений, строит только ассоциативные ряды. Предмышление - это течение ассоциаций без обращения к специальным мыслительным средствам. Здесь нет каких-то особых требований к выражению содержания - усвой его и каким-либо образом вырази, соблюдаются только грамматические требования. Громадное большинство наших студентов и находится на этом уровне - запоминают материал и излагают его так, как этого требует тот или иной преподаватель, или как самим хочется и можется. В логическом слое предмышление не фиксирует форм мыслительного процесса. Обучаемые не умеют строить и правильно применять данные формы. Понятия и категории используются ими исключительно смысловым образом. Операци-онность в применении различного рода логик отсутствует. Не видятся и сами эти логики. Без культуры мышления в логическом слое наш обучаемый остаётся в мире феноменального, случайного и не способен выйти в мир существенного, ноуменального. В коммуникативном слое предмышление характеризуется несоблюдением норм позиционности в коммуникации. Как отмечают специалисты, если участники коммуникации не соблюдают этих норм, то коммуникация сопровождается динамикой возникновения и распада процесса мышления, мыслительный слой сворачивается. Отсюда бессмысленность, скука и почти полная бесплодность достаточно большого количества наших занятий, конференций, обсуждений и дискуссий.
Чтобы помочь нашим обучаемым, говоря словами М.К.Мамардашвили, в преодолении нарастающего «одичания сознания», необходимо обратить самое серьёзное внимание на формирование культуры мышления. На деле практика перехода от докультурного уровня к культурному означает оискусствление естественных мыслительных процессов. Подобное оискусствление не формируется автоматически и осуществимо только в процессе организации специальных учебных событий, получивших название модульного обучения. Объём тезисов не позволяет нам достаточно полно рассмотреть содержание и формы этого типа обучения, но мы надеемся, что вышеизложенная постановка проблемы привлечёт к себе внимание заинтересованных лиц и увеличит число сторонников развития культуры мышления обучаемых, что, на наш взгляд, позволит выполнить завет И.П.Павлова по преодолению недостатков «русского ума»

А.А.Смирнов. К вопросу о культуре мышления: история и современность // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 128-129.

Hosted by uCoz