В начало
Ю.А.Соловьева. Анонимность как качество современной культуры

Преодолев рубеж первобытности, культура обретает авторство. С тех пор и до сегодняшнего дня память культуры, по крайней мере выборочно, хранит имена и даты, подробности творческого пути и личной жизни создававших ее людей.
Культура конца XX века все больше тяготеет к анонимности. В средние века автор «прятался» за какой-либо великой личностью. Сегодня авторы «прячутся» за анонимностью. Индивидуальность растворяется в этой анонимности, что достигается компиляцией различных произведений с помощью технических средств, не позволяя тем самым человеку отражать себя. То же происходит и с растущим человеком, воспринимающим анонимные (безликие) произведения культуры - он не может найти свое отражение в действительности.
Раньше культура воплощалась в произведениях художников, музыкантов, композиторов, писателей, а их творчество носило отпечаток индивидуальности, неповторимости, вечности. Сегодня культура подчиняется моде. Практически все произведения культуры выполнены по требованиям последней моды, будь это фильмы, музыка или живопись.
Сегодня культура «делается» не творцами образов, идей, эмоций, а компьютерными гениями и промышленными гигантами. Человеческий фактор в культуре отступает на второй план, несмотря на то, что все, чем пользуется сейчас человек, создано им самим.
Сегодня люди стремятся к интеграции, к стиранию границ. Интегрируется и культура. В данном контексте рассуждения о самобытности русской культуры становятся не актуальными. Это происходит в связи с тем, что русская культура все более попадает под влияние западной, а произведения современной русской культуры дышат прошлым.
Современный человек подчиняется так называемой массовой культуре. Он выбирает то, что модно, смотрит последние новинки кинопроката. Человек подчинен электронным средствам коммуникации, живет по устанавливаемым ими законам и адаптируется под современный уровень техники и технологии. Таким образом, массовая культура захватывает все большую часть существа современного человека, а его индивидуальность отходит на второй план.
Культурная деятельность человека все более и более коммерциализируется. Человек сегодня думает не о художественной ценности своих произведений, а о том, сколько денег он получит в результате продажи этих произведений.
Если сегодня человек восхищается полотнами великих мастеров, музыкальными и литературными произведениями великих авторов, то через несколько десятилетий культурное наследие наших дней составят компьютерная графика и музыка, написанная компьютером. Будут ли созданные сегодня культурные произведения так же восхищать будущие поколения, как восхищают нас сегодня культурные произведения прошлого, покажет время.
Произведения современной культуры не могут поразить воображение своей художественной ценностью. Ценность современной культуры состоит в новейших технических разработках, которые, помогая создавать произведения массовой культуры, разрушают индивидуальность человека.
Современная культура - это в прямом смысле этого слова возрождение прошлого, попытка перенять его культурное наследие. Современная культура воплотилась в произведениях, созданных с помощью современных технических средств. Культура сегодня - это повторение прошлого с использованием техники настоящего и будущего. Таким образом, современная культура - это попытка заглянуть в будущее в сочетании с попыткой сохранить прошлое.

Ю.А.Соловьева. Анонимность как качество современной культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 130.

Hosted by uCoz