В начало
А.И.Сорокин, И.Л.Чернова. Эволюция критерия и ценностей гуманизма в процессе ноосферогенеза

Критерий и ценности гуманизма исторически изменялись, придавая ему конкретное содержание того или иного историко-культурного типа или вида гуманизма. Однако неизменным оставался, начиная с эпохи возникновения мировых религий (осевого времени по К.Ясперсу), сам принцип гуманизма, требующий учета интересов и потребностей человека. Принцип гуманизма исторически наполнялся новым содержанием, сохраняя в снятом виде свою эволюцию, которую можно рассматривать как эволюцию человеческой духовности. В переломные эпохи происходит переосмысление критериев и ценностей, их качественное изменение.
Современный период развития человеческого общества является переломным, что очевидно для каждого вдумчивого наблюдателя и мыслителя. Не называя всех признаков этого перелома и кризисных явлений, вызывающих его необходимость (их достаточно много и они достаточно известны), отметим наблюдаемые явления кризиса биосферы, вызванные быстрым ростом населения и техногенной деятельности людей, приводящие к загрязнению окружающей среды в размерах, представляющих угрозу для самого человека и многих видов живых организмов. С количественной точки зрения загрязнения среды характеризуются экспоненциальным законом. В области больших значений этот закон дает количественный скачок, означающий, что для контроля над ситуацией необходимо принятие заблаговременных мер, ибо потом времени на принятие решения не будет.
Однако общественное сознание по-прежнему живет мыслью о неисчерпаемости ресурсов как биосферных, так и небиосферных. Общественное сознание обладает определенной инерцией, поддерживаемой интересами господствующей и властвующей элиты. Зачастую господствующие ценности и их критерии отражают не текущий момент, а момент прошлой истории, в котором эти ценности и их критерий были действительно актуальны. Но эволюционный процесс развития как в природе, так и в обществе не имеет остановок. Все течет, все изменяется, заметил древний философ, и прежние понятия наполняются новым содержанием.

Осознание того, что биосфера является открытой саморегулирующейся системой, которая в течение геологического времени эволюционировала и прошла ряд различных состояний, является достижением человеческой мысли XX века. Возраст человеческой культуры, следовательно и ноосферы, измеряется историческим масштабом времени. Сопоставление возраста биосферы в 3 миллиарда лет и возраста культуры - порядка 30 тысяч лет (соотношение 100 000 : 1) свидетельствует об относительной молодости человечества на планете Земля.
Начиная с эпохи Возрождения, принцип гуманизма ставит человека в центр Вселенной и объявляет его главной ценностью. Однако деятельность человечества, особенно за последнее столетие, приняла глобальные масштабы и ведет к экологическому кризису, то есть к кризису биосферы. Биосфера является сложной системой и то, что из нее изымаются отдельные элементы и преобразуются другие, может привести к необратимым изменениям, несовместимым с существованием человеческой цивилизации. Принцип гуманизма на переломе эпох неизбежно расширяется и наполняется новым содержанием. Каким же именно? Понимание того, что человечество является лишь частью развивающейся целостной системы, что внутри этой системы важны все ее составляющие, что разрушение части может привести к разрушению всей системы, приводит к пониманию взаимосвязи и взаимозависимости всего живого. Гуманизм трансформируется в биогуманизм.
Это иной поворот гуманизма, существенно отличающий его от гуманизма Нового времени как по критерию, так и по следующим из него ценностям. В частности, существенно видоизменяются такие понятия как благо, свобода и ответственность человека, права и обязанности личности.


А.И.Сорокин, И.Л.Чернова. Эволюция критерия и ценностей гуманизма в процессе ноосферогенеза // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 130-131.

Hosted by uCoz