В начало
В.М. Тишуков. Взаимосвязь политических и семейных ценностей в семейной политике современной России

Человеческое лицо политики зависит в значительной степени от мира ценностей - субъективных желаний и предпочтений людей о желательных и нежелательных событиях и явлениях. Несложно заметить, что именно ценности служат ядром важнейших компонентов политической деятельности: идеологии, политической культуры, политической системы, самой политики. Исторический опыт показывает, что политика зависит от мирового круга взаимодействующих ценностных доминант. Специфика их заключается в том, что, оказывая мощное воздействие на политическую жизнь, они имеют внепо-литическое происхождение и проявляют себя в морали, религии, экономике, семейных отношениях. Вообще, и в частности в современной России, важно поэтому признание политических ценностей ядром новой демократической культуры; во-вторых, связь ценностей с политической идеологией; в-третьих, понимание того, что состояние общества, его социальное здоровье детерминировано политической этикой, которая по случайному стечению обстоятельств ушла из политического процесса. Важность политической этики объясняется тем, что ядро ее проблематики - обоснование системы базовых ценностей общества, формирование социального порядка, отвечающего этим ценностным представлениям, вопросы институциональных взаимоотношений социальных групп и движений, отношений общества и личности. Политическая нравственность создает механизм доверия, обеспечивает стабильное функционирование политической и социальной систем.
Специалисты-обществоведы, анализируя кризис, поразивший общество, в качестве основополагающих причин выделяют экономические, психологические, политические, личностные, но не нравственные. Усилия русской религиозной философской мысли в начале XX века осмыслить падение России как нравственное не нашли должного понимания в конце XX столетия. Политические лидеры недавнего советского прошлого и демократического настоящего вовсе не стремятся услышать голос народа, им важен свой голос, который заглушает все остальные. Налицо непонимание того, что особенно значимы для национальной культуры ценностные ориентиры, ибо выяснение ценностных оснований всего сущего способствует построению обобщающего миропонимания.
Политические и семейные ценности пересекаются, взаимодействуют, взаимопроникают. Выдающийся русский философ И.А.Ильин, рассуждая о значимости семейного института, говорит о том, что семья есть первооснова Родины, первичное лоно человеческой деятельности, а потому и всей духовной культуры. Идея сделать всех людей одинаковыми и подчинить их единой все-сведущей власти есть идея бредовая, больная. Семья, патриотизм, Родина, духовное самоопределение выступают для И.А.Ильина опорными понятиями. Политическая власть России и сейчас, и в дореволюционный период стремилась найти точки соприкосновения политического и семейного, личного. Вопрос о взаимодействии политического и семейного остается в нашем обществе открытым. Причина на наш взгляд в том, что, во-первых, четко не определены сами политические ценности и их этический компонент.
Во-вторых, семейные ценности были четко выделены в системе христианского мировоззрения и охватывали круг микро - и макропроблем. Крах старых ценностей и отсутствие новых приводит к ценностному вакууму, что не позволяет предметно говорить о системе семейных ценностей граждан современной России. В более широком плане общество нуждается в новых культурных ценностях.
В-третьих, семейная политика, пытающаяся осуществить синтез семейных и политических ценностей без их определения и национально-критериального обоснования, обречена на провал и остается пожеланиями на бумаге.

В.М. Тишуков. Взаимосвязь политических и семейных ценностей в семейной политике современной России // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 131.

Hosted by uCoz