В начало
М.В.Харитонов, Е.П. Виноградова. Интернет и неоязычество

Одной из характерных особенностей функционирования современной культуры является причудливое переплетение новейших достижений научно-технической мысли и архаичных архетипов, возникших в давние времена человеческой праистории. Ярким примером такого симбиоза является наметившаяся тенденция роста популярности неоязыческих идей в среде пользователей Интернет.
Формально Интернет - это самоуправляемая община, представляющая собой огромную и быстро растущую компьютерную сеть, состоящую из сотен более мелких сетей. Каждые 30 секунд в Интернет включается новая сеть. Около трех миллионов файлов, а также другие данные и программы открыты для пользователей. Созданная в 1969 году специалистами Агентства министерства обороны США по проектам в области передовых технологий система Интернет продолжает развиваться привлекая к себе все новых и новых пользователей.
В числе этих пользователей значительную долю составляют лица с неоязыческим мировоззрением. Неоязычество понимается нами как система взглядов, допускающая одновременную сопричастность к актам творения Мира и Человека, сил Добра и Зла; допускающая отсутствие четких разделительных критериев между Добром и Злом; пытающаяся вернуть старые языческие обряды воздействия на природу и человека в уже охристианенный мир. Отличительной чертой неоязычества является также урбанистический его характер, что позволяет рассматривать данное мировоззрение как протест против индустриальной городской отчужденной культуры, предельно атомизирующей и анонимизирующей человека; а также и как страх этой урбанистической культуры.
На проблему связи неоязыческих идей и Интернета в нашей стране наложилось также и то обстоятельство, что в среде поклонников неоязычества и в среде пользователей Интернет значительную долю составляют лица с научно-техническим высшим образованием и студенты соответствующих вузов. Данная категория индивидов обладает своими характерными психологическими особенностями, в числе которых выделяется, прежде всего, твердая уверенность в возможности решить любую проблему любой сферы человеческой жизни при нахождении правильного алгоритма рассмотрения задачи. Другой характерной чертой лиц с научно-техническим высшим образованием является их активная позиция в отношениях с неисследованным, с неизведанным, с мистическим, с тайным. Не выпрашивать милости у Божества, если в него веришь, а своими действиями добиваться у него этой милости -таков императив поведения этих людей.
Привлекает поклонников неоязычества и общинный характер Интернета. Отсутствие иерархии, свободный обмен мнениями, возможность одновременно вести общение с большим количеством людей, безусловно, привлекательны для неоязычника.
Отдельно надо выделить систему «ник-неймов» (псевдонимов), используемых при общении в Интернет. По нашим оценочным данным около 80% «ников» имеют неоязыческое происхождение (Назгул, хоббит, серебристый глаз, шаман и т. д.). Данная тенденция подтверждает наметившуюся в современной нам культуре связь неоязычества и Интернет. Другим подтверждением этой связи являются игры в системе Интернет, сюжет подавляющего большинства которых отражает неоязыческую тематику и является интерпретацией книг Р.Дж.Толкиена, Р.Желязны, Н.Перуимова, В.Васильева, С.Лукьяненко и многих других. Интересным штрихом в этих играх является смена виртуального пола и игры за нескольких, подчас антогонистиче-ских, персонажей. Проблема смены пола при неоязыческих играх в Интернет сегодня наукой вообще не изучена и мы можем лишь предположить, что женщина, играя в облике мужского персонажа стремится подобным образом избавиться от покровительства и опеки. Игры же за нескольких персонажей, особенно персонажей-антагонистов, мы рассматриваем как своеобразную психотерапевтическую процедуру, позволяющую индивиду в игровой форме опробовать различные поведенческие паттерны с тем, чтобы избежать проблем в реальности.
Бурное развитие Интернет в ближайшем будущем, на наш взгляд, значительно расширит число сторонников неоязычества. Наряду с рядом других причин, этот фактор будет способствовать уменьшению влияния христианства на подрастающее поколение. Данная тенденция является значимой для судьбы России, поскольку маловероятен приход к власти той части элиты, которая слабо связана с достижениями научно-технического прогресса.

М.В.Харитонов, Е.П. Виноградова. Интернет и неоязычество // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 133.

Hosted by uCoz