В начало
ВИСНАП Н.,ТРУХИНА И. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ВЛАСТИ

Власть рождается вместе с общественным процессом, являясь одним из необходимых условий его функционирования. Власть неизбежна. Ее присутствие и последствия сказываются во всех отношениях между людьми.
Права и свободы, признаваемые и гарантируемые в настоящее время демократическими государствами, с известной долей условности можно подразделить на три основные группы: социально-экономические, определяющие отношения индивидов в гражданском обществе, политические, признаваемые за индивидом как членом политической общности, и личные, которые предоставляются каждому человеку как физическому лицу.
К группе личных прав и свобод относится право человека на жизнь, свободу и неприкосновенность личности, сопротивление насилию. Они защищают человека от произвола со стороны как государственной власти, так и частных лиц. В нашем анализе ограничимся прежде всего этой группой прав и их связью преимущественно с психологическими аспектами власти.
В этом аспекте можно выделить как минимум три подхода. Сторонники первого рассматривают права человека как исходный, базисный, ценностный компонент власти. К ним можно отнести прежде всего сторонников либеральной демократии, для которых характерно узкое, негативное понимание свободы как отсутствия принуждения, ограничения. Свобода трактуется ими не как возможность активного равноправного участия в политике, а как пассивное индивидуальное право быть отчужденным от вмешательства со стороны государства и частных лиц. Признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства — отличительные черты этого подхода.
В цивилизованном обществе, где права конституционно закреплены и защищены, эти тезисы практически не могут вызвать сомнений. Вместе с тем, общество имеет дело со случаями, когда человек всерьез воспринимает себя «мерой всех вещей», «центром вселенной», которому «все обязаны» и который имеет «право на счастье», как итог реализации всех других прав. От других людей он ожидает дополнительных льгот и привилегий. Опасность такого социально-правового потребительства состоит в том, как пояснил С.С. Аверинцев, что человек и впрямь склонен расценивать счастье как причитающееся ему право, как должок, который ему никак не удосужатся выплатить. В результате целая жизнь может быть загублена, потрачена на попытки взыскать счастье тяжбой с жалобами «небесам и земле». Примеров социального идолопоклонства перед самим собой и собственными «правами» предостаточно в прошлом и настоящем.
Сущность второго подхода достаточно четко выразил С.Л. Франк. По его мнению, все человеческие права вытекают, в конечном счете, — прямо или косвенно — из одного единственного «прирожденного» права — требовать, чтобы человеку была дана возможность исполнять свою обязанность. Начало служения первично по отношению к правам - это отмечали и И.А. Ильин, И.Х. Ортега-и-Гассет. Именно в служении, в отдаче себя ценности, которую человек считает высшей, он исполняет себя, наполняет смыслом свое существование. Человек по природе служитель, он осознает свою жизнь неполной и несостоявшейся, если, он не обрел ценности, которой он сам мог бы отдать себя на служение.
Можно отметить и подход, согласно сторонникам которого, человеческое общество структурировано. Залог его существования и стабильности, консервативности, которые только и могут дать необходимый простор для постепенного становления отдельного человека и всего общества в целом, в том, что в этом обществе есть те, кто может взять на себя ответственность управления общественной жизнью, а большинство других людей отнесутся к этому спокойно. В начале нашего века русский политолог Л. Тихомиров писал, что из различных форм власти выше та, которая с наибольшим вниманием относится к личности, испытывает наибольшее ее влияние, дает ей наибольший простор для творчества. Способность государства к великому развитию в основе своей зависит от его допущения свободного творчества личности. Эту же мысль проводили Б.М. Чичерин и П.И. Новгородцев, говоря о приоритете социально-гражданских, частных прав личности над правами политическими.


ВИСНАП Н.,ТРУХИНА И. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ВЛАСТИ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 25-27.

Hosted by uCoz