В начало
ГАШКОВА Е. «СРЕДИННАЯ КУЛЬТУРА» — ПУТЬ К ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Философия стремится во всем многообразии проявлений человеческого бытия обнаружить предельное его основание. Задача философии — выяснить сущность человека, которая является для нее мерилом в оценке реальности. Человек изучается философией прежде всего как целостное существо, т.к. выразить его в единстве сущности и существования, исследовать его в единстве многообразия сторон его сущности и означает, познать человека в его целостности.
Рационально-иррациональное погружение в явления человеческого тела, человеческой души, человеческого духа дает возможность философии представить человека как целостное существо. Подчеркнем, что для философии, целостность человека не складывается из совокупности или даже синтеза этого триединства, идея целостности человека рождается в качестве одной из истин философии, с какого бы явления она ни начинала свой путь.
Проблема человеческого бытия, коренящаяся в его природном основании, состоит в том, что человеческая машина (П.Д.Успенский) работает не в соответствии со своим стандартом, ниже нормы. Осознав конфликт возможного и действительного, человек способен создать для себя иные стандарты. Человек как самоопределяющееся существо, личность как саморазвивающееся целое были рассмотрены М.Шелером и Х.Плеснером. Единственный фактор детерминации, который находится в развитии, это само развитие человека (саморазвитие, т.е. творчество). Человек — существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать. Сверхчеловеческое начало — «конституирующий признак человеческого бытия» (Н.Бердяев).
Гармония органического нарушается духом (если иметь в виду биоантропологическую гармонию и целостность).
Культура как объективный и объективированный дух является трансцендентной по отношению к каждой личности со стороны человеческого бытия, которая охватывает как духовно-психическую, так и практическую деятельность. Духовность—мера преобразования природы культурой в самом человеке. Социализация личности — дихотомический процесс, идущий «по лезвию бритвы»: с одной стороны, нужно подавить индивидуальность, подчинить ее закону «целого», с другой стороны, социализация внутреннего существования человека недопустима, необходимо сохранение индивидуальности. Освобождение от тирании целого приводит человека массы к личности, от цивилизации к культуре, от рабства к свободе, от раздробленности к целостности, происходит переход к духовности.
Но если культура превращается в самоцель, подавляющую творческую свободу человека (в результате объективизации), то происходит раздвоение человека, расщепление целостности (часто еще не ставшей) формирование неспособности найти жизненные основания для восстановления и сохранения целостности.
Неустранимая конечность органического сознания приводит к тому, что сознание «наталкивается» на бытие, противостоит ему в своей конечности. «Забвение» бытия ведет человека к замыканию в своей субъективности, к состоянию бездомности (что хорошо разработано в экзистенциализме) и пониманию мира бытия как объекта покорения, господства, т.е. происходит отрицание мира, который, неся в себе человеческое, отчуждает это человеческое от самого человека и тем самым мироотрицание оборачивается отрицанием подлинного.
Если человек не достиг внутреннего единства, он не может иметь никакого Я. Внутреннее единство достигается целостностью. Разорванность бытия, невозможность достижения единства, совпадения с самим собой порождает то, что Ж.-П. Сартр называет «несчастное сознание.
Объективный дух связан с личным духом посредством истории духовной жизни человека. Человек сам есть история в отличие от надиндивидуальных образований, которые всего лишь имеют историю. Человек есть нечто большее, чем субъект исторического процесса, он сам есть со-бытие. Осознать свою уникальность человек способен лишь принимая настоящее как вечность во времени (К. Ясперс), не подчиняясь слепой механике исторической фатальности. Своеобразной оппозицией надличностному процессу истории выступает обыденность, как необходимое условие самостоятельной духовной работы. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации обусловливает единство и целостность духовной жизни общества. Лишь вне истории, в рамках так называемой срединной культуры возможно снятие напряженности оппозиционных ценностей, что устраняет угрозу раскола и радикальных переворотов в динамике общества. Создаются условия для формирования устойчивого нравственного идеала приемлемого на длительный период времени. В рамках обыденности складывается устойчивый образ жизни, обеспечивающий равновесие между социальными запросами и внутренними ресурсами. Если для истории необходим человек «игровой», способный принимать разные сценарии и, соответственно, разные социальные роли, за многообразием которых современный человек себя «теряет», то обыденность, как способность существования человека во внешне константном мире, не нуждающемся в трансформациях, требует человека целостного, принявшего свое настоящее как вечное состояние, тем самым настоящее включает в себя абсолютное. Разрабатывая концепцию духовной очевидности, Ильин И.А. отмечает, что все значимое в нашей культуре и жизни обретает подлинный смысл только через соединение человека с подлинной (абсолютной) реальностью, которая носит духовный характер и отыскивается в своем собственном сознании.

ГАШКОВА Е. «СРЕДИННАЯ КУЛЬТУРА» — ПУТЬ К ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 31-33.

Hosted by uCoz