В начало
ГЕРАСИМОВ В. ЛИДЕР КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ: МОТИВАНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Управление — одна из сторон человеческого существования. О ней уже много написано и сказано, с древнейших времен и до наших дней человек пытается оседлать и подчинить своей власти Левиафана. В этой системе главным элементом является человек. Руководитель несет на себе бремя ответственности и его роль особенно возрастает в периоды кризисов.
Лидер всегда предстает как одиночка, возвышается над толпой, манипулирует ею, подчиняя своей воли. Например, ряды активных и сознательных борцов с монархией составляли не более одного процента населения в пору Английской революции 1648-1654 гг., не более двух — трех процентов — в ходе Великой Французской революции. Но он один не сможет перевернуть жизнь, черновую работу всегда выполняет масса.
Что приводит в движение общество в целом? Острая неудовлетворенность значительных масс населения своим положением, обстановка ожидания перемен, обстановка резко возросших надежд и иллюзий относительно возможности быстрых, эффективных подвижек к лучшему. Но большинство людей непостоянны в своих убеждениях, сомневаются в своих мыслях. Чтобы избежать ошибок от опрометчивых действий, человек дистанцируется. С появлением вождя всякая неуверенность исчезает и пропадает дистанция. Для вождя идея есть воплощение божественного промысла, внушаемая ходом истории.
Можно выделить две основных группы психологических типов лидеров. Первая — «убежденные революционеры». Эти люди характеризуются тем, что для них главным выступает достижение цели — воплощение доктрины в жизнь. Они становятся заложниками идей. Из них получаются фанатики, готовые идти до конца. Вторая группа: «оборотни революционных процессов». Такой тип отличается от предыдущего тем, что для него ведущим интересом выступает власть сама по себе. Основная цель — удержаться у власти вне зависимости от ее изменений. Это «политический хамелеон», он никому и ничему не изменяет, оставаясь верным самому себе и меняя свой облик применительно к изменяющейся обстановке.
Исходная точка изменений личности, ее взглядов, установок выражается в проблеме нравственного выбора — вопрос о нравственном пре-ступлении. Сможет ли человек перешагнуть через себя? Нравственный выбор обуславливается конфликтом норм, ситуацией, в которой прежние нормы не могут дать ответа или модели поведения. Помимо этого конфликтная ситуация выражается в системе выбора: «или-или» третьего не дано. Человек должен совершить поступок, сделать выбор и нести за него ответственность. В отличие от этого, преступник — человек, не вынесший ответственности, бегущий от нее.
Что двигает личностью, решающейся на бунт против общества? На мой взгляд, наиболее действенной причиной является унижение, которое испытывает человек в социальной среде. То есть социум, который позволяет ущемлять достоинство личности, готовит основу для конфликта. Подавление индивидуальности ведет к снижению, если не к полной утрате творческой активности личности. Человек утрачивает чувство собственного достоинства, веру в себя, духовно-нравственные основы. Такое общество разрушает себя изнутри, и в конечном счете, становится жертвой политических авантюристов.
Социальное изменение, таким образом, представляется не только как выбор типа социального устройства, но и как арена борьбы личных интересов.

ГЕРАСИМОВ В. ЛИДЕР КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ: МОТИВАНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 33-34.

Hosted by uCoz