В начало
ГОЛУБКОВА О. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРИРОДА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

Ценностные ориентации как направленность личности отражают отношение индивида к социальной действительности и продуктам культуры. Основа ценностных ориентации личности представлена иерархической системой установок, потребностей, интересов и стремлений индивида, детерминированных внешними и внутренними условиями развития личности, своеобразием культуры.
Наиболее устойчивые элементы в системе ценностных ориентации личности связаны с усвоением традиционных ценностей культуры в форме духовных ценностей и культуры человеческих отношений, относящихся к уровню «высокой культуры», т.е. высшие духовные ценности культуры воспринимаются как вневременные. Менее устойчивые, меняющиеся элементы ценностных ориентации личности связаны с усвоением новых культурных образований, относящихся к уровню массовой культуры, они наиболее подвержены влиянию времени.
Иначе говоря, ценностные ориентации личности, как система фиксированных установок на предметы и явления окружающей действительности, включают оценочное отношение человека к миру, зависят от социокультурной среды и от внутреннего содержания личности, составляют ценностные принципы, которыми личность руководствуется в своих действиях и поступках. Механизм усвоения человеческих ценностей не сводим только к имитационному подражанию, а непременно включает и осознанное ценностное отношение к бытию.
В функционировании этого механизма можно выделить два уровня: объективно-содержательный, когда субъект осознает и выделяет себя как личность, идентифицируя себя с представителями «родной» культуры; и субъективно-содержательный, связанный с отбором ценностей и формированием индивидуальной системы ценностных ориентации.
В результате действия данного механизма в системе ценностных ориентации личности выделяется три компонента: когнитивный, выражающий взгляды, интересы, мнения и убеждения личности; эмоциональный, характеризующий степень значимости ценностей; поведенческий, отражающий готовность к тому или иному виду действия. Приоритет того или иного компонента в системе ценностных ориентации личности, а также усвоение ценностей культуры и социальных ценностей зависят от типа личности. Например, имеются данные о том, что сангвиники легко меняют ценности, их система ценностных ориентации подвижна и динамична, флегматики же не спешат в выборе ценностей и чаще всего ориентируются на сверхценности, холерики и меланхолики с трудом создают свою систему ценностных ориентации и тяжело с ней расстаются (Крапиевская, 1982). Иллюстрацией приоритета эмоционального компонента ценностных ориентации личности в восприятии могут служить результаты одной из ранних работ Брунера, которые экспериментально доказали: чем больше социальная ценность объекта и чем больше потребность человека в этом социально оцененном объекте, тем большая роль в процессе восприятия принадлежит экстрасенсорным факторам. В усвоении тех или иных ценностей человек проявляет избирательность, которая обусловлена его психосоциальной природой и его социализацией. В процессе меняющегося взаимоотношения культуры и личности складывается соцокультурная по своей сути иерархическая система ценностных ориентации. Освоение индивидом социальных и культурных ценностей является необходимым условием формирования и проявления его сущности как личности. Процесс интериоризации ценностей получает свое завершение в явлении личностной и социокультурной идентификации. Конфликт же между ценностями «Я» и социокультурными ценностями является основной причиной кризиса личностной идентичности, которая может приобрести массовый характер, захватывая широкие слои общности, верховные институты власти и права, а главное, моральную жизнь общества. К этой последней категории кризисов можно отнести ситуацию современной России, где наблюдается кризис как личностной, так и социально- групповой идентификации.
Ценностные ориентации личности, представленные в языке как определенная конфигурация ценностно-смысловых отношений методологического сознания, отвечают за моделирование и освоение индивидом реалий бытия, влияют на ее поведенческую активность. В заключение хотелось бы отметить, проблема ценностей и проблема ценностных ориентации личности имеют прямое отношение как к установлению закономерностей развития и функционирования личности, общества, культуры, так и к прогнозированию их дальнейшего существования. Для человека нет более значимых вопросов, чем те, что относятся к природе и статусу ценностей.

ГОЛУБКОВА О. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРИРОДА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 35-37.

Hosted by uCoz