В начало
ГРОШЕВ Л. ФИЛОСОФЕМЫ ВРЕМЕНИ

В рамках философского знания существует целый ряд так называемых «вечных» проблем, которые возникают на протяжении всей истории философской мысли и получают то или иное обоснование и разрешение в концепциях различных философских школ и отдельных мыслителей. Одной из таких проблем, встающих перед человеком во всей своей многогранности, безусловно является проблема времени. Действительно, даже беглый взгляд позволяет выявить всю сложность и неоднозначность этого явления. Всепроникающее и везде присутствующее, оно является неотъемлемой частью любого процесса, в том числе и человеческой жизни. Такая «погруж енность» человека во время значительно затрудняет его объективный анализ. И все же, несмотря на многочисленные сложности, попытки осознать время, разобраться в его природе, издавна сопутствуют человеку, взыскующему Истины. Универсальность и всеобщность значения времени, обосновываемые его всеприсутствием, делают попытки его осознания частью другого, более важного и значимого предмета человеческой познавательной и аналитической деятельности — поиска первооснов собственного бытия и своего места в окружающей Вселенной.
Время, являясь универсальной категорией, и таким образом оказывая свое влияние на все существующее, проникая в объект своего воздействия, становясь его неотъемлемой частью, остается все тем же временем, сохраняющим свои основные качества и закономерности. Однако подобное слияние времени со своим объектом, безусловно и времени придает некие признаки объекта воздействия, накладывая своего рода отпечаток причастности. Это позволяет выделить внутри времени как универсальной категории, его разновидности или уровни преломления, обусловленные сферой его воздействия и сохраняющие все свои изначальные признаки.
Наблюдая за динамикой происходящего, человек пришел к понятию физического времени, или времени вообще. В эту разновидность времени, неотъемлемо связанную с проблемой движения, входят все виды изменения мира — смена времен года, частей суток и т.д. Проблема физического времени, поставленная уже в античности, разрабатывалась также и в не-западной (в частности в индийской) философии; она сталкивает человека со множеством сопряженных онтологических проблем (в частности упомянутая уже проблема движения).
В ходе своего развития философская мысль, помимо натурфилософских проблем, вплотную затронула проблему собственно человека. Это обращение к человеку позволило выявить уже упомянутое преломление времени также и в нем. Помимо физического времени, испытываемого человеком как бы «снаружи», можно говорить и о собственно человеческом (общечеловеческом и личностном ) времени, которое структурирует его внутреннее бытие.
Осознавая человечество в целом как единицу существования, человек с помощью устных и письменных преданий составлял себе представление о происходящем вообще и происходившем в начале. Отсюда родились две формы осознания общечеловеческого времени — мифологическое время и историческое. Первое соответствует началу времени, точке, содержащей в потенции все события, развертывание которых — сфера исторического времени.
Мифологическое время, если пользоваться языком современной аналитической психологии, принадлежит к области архетипов, прообразов, первичных форм, где в символической форме представлены возможности развертывания событий; для него характерна всеобщность, общезначимость, во многом определяющая специфику времени исторического. Историческое же время определяет фактуру непосредственно происходившего и происходящего, и включает в себя в некотором роде временные подуровни — например время социальное. Осознавая человечество как единицу бытия, подверженного воздействию времени, человек осознает себя самого как единицу человечества, а это означает проникновение времени еще дальше вглубь, в самого человека, что соответствует личностному уровню времени, имеющему свои особенности, но сохраняющему общевременные закономерности. Одна из особенностей этого уровня заключается в том, что человек, в отличие от остальных составляющих реального бытия (животных, растений и неорганических форм), имеет повышенную степень осознания себя и окружающего мира, и в этой связи способен к рефлексии. Пытаясь осмыслить время, человек привносит его в себя. Само же время, сохраняя свои качества, привносит в человека и соответствующие закономерности. Например, связь времени и движения выражается на личностном уровне динамикой отражаемых сознанием событий, откуда и возникают субъективные понятия — ощущения «быстро», «медленно» и т. д. Таким образом, личностное время, по отношению к внешнему, физическому, является в некотором роде заполненностью, насыщенностью, выраженной в отношениях последовательности и сосуществования событий, так или иначе проникших в сферу осознания индивида. Связь же времени и скорости, имеющая место в объективной действительности, на личностном уровне выражена зависимостью заполненности личностного временного поля от скорости ментальных процессов индивида.
Важность философского осмысления личностного времени очевидна. Помимо чисто онтологических вопросов перед исследователем встает еще и целый ряд этических проблем, связанных с освоением и овладением собственным личностным временем. Разработка этих проблем началась в глубоком прошлом, но и не завершена по сей день. На уровне же непосредственных действий даже простое преобразование личностного временного поля способно привести человека к более гармоничному состоянию по отношению к себе и к миру, что может послужить либо трамплином для дальнейшей самореализации, либо твердой жизненной установкой, открывающей путь к взаимопониманию и самообретению.
Универсальность времени, его всеохватность требуют от исследователя этой проблемы широкого подхода, совмещающего в себе философский не только с психологическим, но и с другими методами анализа. Подобная синкретичность подхода является основой для успешного продвижения к более полному осознанию одной из важнейших составляющих нашей жизни.

ГРОШЕВ Л. ФИЛОСОФЕМЫ ВРЕМЕНИ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 39-42.

Hosted by uCoz