В начало
САГАТОВСКИЙ В. КУЛЬТУРА: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ

Философы любят спорить о словах, в то время как чаще всего разные значения терминов не исключают друг друга, но просто имеют разные интервалы адекватной применимости.
Говоря о культуре, надо прежде всего выделить три аспекта ее рассмотрения: категориальный, мировоззренческий и предметный. В категориальном плане культура выступает как одна из универсальных характеристик, как один из атрибутов бытия человека. Следовательно, в этом аспекте она присутствует везде: и в идеальном обществе и в преступных группировках. В мировоззренческом смысле под культурой понимается некая высшая и положительная характеристика человеческого бытия (Примеры такого подхода см .: Межуев В.М. Культура и история. М.,1979; Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.,1996.). Понятно, что в этом аспекте фашизм или мафия относятся не к культуре, а к анти-культуре. При мировоззренческом подходе было бы точнее говорить о «подлинной культуре», но тогда возникает вопрос о критериях подлинности: есть ли объективные критерии или «каждый прав по своему»? И, наконец, в предметном аспекте культура предстает как предмет описания и объяснения в своем наличном бытии: не как всеобщий атрибут любого общества и не как должное, но как то, что является сущим для данного общества. Соответственно, культурология выступает как философия культуры, как раздел мировоззрения (Учение об идеалах, идеология /См.: Бранский В.П. Искусство и философия. Калинград, 1999. С. 246-262.) и как одна из предметных дисциплин. Реально в культурологии, как правило, не рефлектируется смешение этих подходов.
Остановимся на разночтениях в рамках категориального подхода. Ошибочно выдавать за «определения» культуры любые боле или менее интересные высказывания о ней (См., например: Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 13-18.). В действительности есть весьма ограниченное число категориальных пониманий культуры и все_рни, во-первых, могут быть представлены как ступеньки восхождения от абстрактного к конкретному (См.: Сагатовский В.Н. Культура и диалектика общественного развития // Культура и диалектика. Куйбышев, 1983, его же. Философия развивающейся гармонии. Ч.З: Антропология. СПб, 1999. С. 34-36.), а, во-вторых, как взаимодополнительные характеристики целостного понимания культуры. Последняя задача будет решаться в данном сообщении.
На самом абстрактном уровне культура есть противоположность натуры, и к ней относится все искусственное, сделанное человеком (1-я ступенька). Но искусственное, в свою очередь, подразделяется на социум как систему отношений, порождаемых естественноисторическим процессом, и культуру в более узком и конкретном смысле как процесс и результат деятельности субъекта (Такое соотношение культуры и социума было выявлено еще в 70-е годы в работах М.С. Кагана) (2-я ступенька). Далее, деятельность имеет вещный (физический) и семиотический (информационный, символический) аспекты, в еще более конкретном смысле культура связывается именно с последним и трактуется как эстафета человеческого опыта (Развитие семиотического подхода к культуре см : Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997.): статуя элемент культуры не потому, что она сделана из того или иного вещества, но в силу того социального значения, которое задается этим веществом (эпоха бронзы и т.п.), того эстетического смысла, который содержится в этом оформленном материале и т.д. (3-я ступенька). И, наконец, информационный аспект человеческой деятельности снова раздваивается на противоположности объективного знания и ценностей субъекта, в самом конкретном и глубоком смысле культура есть процесс и результат воплощения человеческих ценностей (вдумайтесь в различие характеристик: знающий, умелый, эрудированный с одной стороны и культурный человек — с другой; последняя не сводится к сумме предыдущих и может не совпадать с ними). Аксиологический подход (раскрытие этого подхода с достаточной полнотой представлено в упомянутой выше работе Г.П. Выжлецова), реализуемый на этой — 4-ой ступеньке, оказывается системообразующим по отношению к предыдущим, объединяя их в целостное представление о культуре.
В итоге можно предложить следующее категориальное определение: культура есть семиотический аспект процесса и результатов человеческой деятельности, в которых воплощаются ценности (понятно, что термин «ценности» употребляется здесь не в предметном (значимые явления), но в субъектном смысле — как внутреннее основание выбора и ранжировки целей и средств деятельности, аксиоматическое для субъекта определенной культуры) субъекта (общества, группы, личности).

САГАТОВСКИЙ В. КУЛЬТУРА: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 5-6.

Hosted by uCoz