В начало
ГУДОВА М. ИНТОНАЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ—СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ «ВЕЧНЫХ» ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ

Наиболее академически чистым, уловимым и исследуемым является не интонационное общение человека с человеком, или человека с природой, а интонационное общение человека с произведением искусства, совмещающем в себе как интонационные черты другого человека, так и онтологические, ценностно-напряженные, интонационные черты самого бытия.
Под ценностями мы понимаем предметы, явления, события мира, человека, чья значимость непосредственно выявлена в процессе переживания. Индивидуальные ценности становятся ценностями культуры постольку, поскольку они значимы для субъекта культурного творчества (поколения, народа, класса, нации), и, наоборот. Ценности общественного целого становятся личностными ценностями, когда человек осознает их значимость для его отдельно взятой жизни.
Наиболее эффективным способом передачи и закрепления ценностей в культуре, превращения их из индивидуального в общезначимое и из «бренного « в «вечное» является искусство. «Вечные ценности» культуры искусство облекает в выразительную знаковую форму художественных произведений. В произведении искусства ценностное отношение человека к бытию воплощается в интегральном формо-содержательном единстве— интонации.
Интонация — это не только способ бытия произведения — его динамически изменчивая, устремленная к саморазвитию форма, это не только факт бытия произведения — его углубляющееся и расширяющееся содержание. Прежде всего, интонация — это единство устойчивого и изменчивого, высказанного и невыразимого, постоянного и темпорального, имплицитного и эксплицитного — формы и содержания.
Интонация как факт и способ бытия ценностного отношения сохраняет ценность в непосредственной переживательной континуальности и смыслопереживательной глубине. Ценностный переживательный опыт запечатлевается в интонации художественного произведения наиболее концентрированно, целостно и ярко.
Само произведение искусства является ценностью настолько, насколько полно и эмоционально оно воплощает интонацию — «качественно определенное выразительное и выраженное напряжение ценностного отношения» (Л.А. Закс). Но «вечной» ценностью, которая признана как таковая, художественное произведение станет только при том условии, что интонация произведения прошлого встретит резонансный отклик в интонационном строе души воспринимающего субъекта.
Интонацию общения человека с произведением искусства более всего являет классический, бахтинский образец диалога, где и произведение и человек являются активными интонирующими сторонами, но при этом лишь воспринимающий произведение осуществляет резонансный настрой на интонации произведения. Искусство в общении не навязывает себя и свои интонации человеку, но посредством интонаций передает духовный опыт культуры. При этом человек добровольно принимает на время художественный интонационный строй произведения как объективную данность, как существующее на самом деле, и прежде всего в душе самого воспринимающего произведение искусства.
Co-переживание и со-бытие внутреннего мира человека произведению искусства раскрывает изначальную открытость душевного мира человека, готовность к приятию иной интонационной реальности и потом к дальнейшему сопряжению с ней.
В произведении искусства воплощается само бытие, а не мысль о бытии; многомерное, до конца не познанное явление ценностно опосредовано внутренним миром художника (имплицитным). Наконец, произведение искусства не существует вне интонационного строя реципиента, любителя или исследователя, то есть оно существует только в резонансе с неповторимым тоном имплицитного в душе реципиента, в ходе чего обретает выходящие за эксплицитные рамки знаковой формы континуальность, незавершимость и неисчерпаемость.
Все это создает впечатление онтологической самостоятельности художественного произведения, способного существовать как бы отдельно, самостоятельно как от своего творца, так и от воспринимающего, нести в себе некое заранее неизвестное и неумопостижимое чувство бытия, некий самостоятельный духовный опыт бытия, благодаря которому произведение и становится носителем «вечных» ценностей культуры.

ГУДОВА М. ИНТОНАЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ—СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ «ВЕЧНЫХ» ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 42-43.

Hosted by uCoz