В начало
ДАНИЕЛЯН Н. ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.
Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию.
Одна из крупнейших работ немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918-1922) начинается словами: «В этой книге будет сделана попытка определить историческое будущее». Немецкий теоретик создает свой метод исследования истории. Он сформулировал теорию культурно-исторического круговорота, которая постулировала цикличность развития множества разрозненных, но равноценных по уровню достигнутой зрелости культурных миров. «Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно-младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа, некий лик из пучины безликого...» (О. Шпенглер)
Культура для немецкого философа - живое существо высшего порядка, выросшее «со своей возвышенной беспечностью, подобно цветам в поле». Во всемирной истории он увидел «картину вечного образования и умирания органических форм». Теории единства и преемственности мировой истории О.Шпенглер противопоставил учение о множестве завершенных, разобщенных в пространстве и времени цивилизаций (культур). Коль скоро культуры - живые организмы, то закономерно предположить, что срок их существования ограничен определенными временными рамками. Никто до О. Шпенглера не заявлял с такой определенностью: «Живые культуры умирают!» То есть «всякая культура переживает возрасты отдельного человека».
Далее выделив в развитии культурно-исторических миров три стадии: юность (мифосимволическая, ранняя культура), расцвет (метафизико-религиозная, высокая культура) и упадок (поздняя окостеневшая культура), О. Шпенглер считал, что последняя переходит в цивилизацию: «Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламливаются - она становится цивилизацией». Поэтому цивилизации обладают одними и теми же признаками: они есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма, затухания одушевляющей его культуры, возврат в «небытие» культуры, этнический хаос, не порождающий более культурной индивидуальности.
Хотя автор «Заката Европы» не был первым, кто противопоставил культуру цивилизации, его взгляд на этот вопрос оригинален и необычен. О. Шпенглер называл цивилизацией одряхлевшую культуру, реализовавшую свои цели, подошедшую к концу своего существования. Цивилизация, по словам философа, означает конец науки, искусства, философии, творчества.
Нетрудно увидеть, что цивилизация есть нечто ставшее, тогда как ранняя стадия культуры - становление. Цивилизация - завершение культуры, ибо ставшее всегда неподвижно, а неподвижность-это смерть.
Итак, О. Шпенглер рассматривает культуру как надбиологический организм, закономерно проходящий определенные стадии развития. При этом происходят поиски реализации средств основной идеи. Цивилизация - исход и завершение этих поисков, последняя стадия развития.
Припомнив, что немецкий философ старался создать общий метод исследования мировой истории, который позволил бы спрогнозировать будущее Запада, можно прийти к выводу, что такое толкование цивилизации вызвано современной социокультурной ситуацией. Ряд исследователей отмечает, что «тема общего кризиса западной культуры — одна из главенствующих и наиболее устойчивых в философско-исторической литературе нашего столетия» (Тавризян Г. М. «О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры»).
О.Шпенглер создает концепцию, направленную на выявление исторического будущего Запада. Неминуемое последовательное наступление всех стадий различных формаций приводит к мысли о своеобразной повторяемости их развития. «Идея повторяемости, и следовательно равнозначности, обращена к Европе: множество культур повторяются, показывая гибнущей Европе ее судьбу». Европа давно уже перешла в цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель - только вопрос времени. Этим О. Шпенглер объясняет все кризисные явления, охватившие современное общество.
Но хотя философ говорит о закате Европы, его работу нельзя назвать проникнутой ощущением смерти, завершения. Каждый период существования любой культуры имеет свой смысл, свои цели, и Запад в этом плане не стал исключением. Диалектика преходящего и вечного, становящегося и ставшего характеризует не только все бытие, но и бытие культуры и цивилизации.

ДАНИЕЛЯН Н. ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 43-45.

Hosted by uCoz