В начало
ДЕВЯТКИН С. МОРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ: ПОПЫТКА ПРЕОДОЛЕТЬ «ОТЧУЖДЕНИЕ БОГА» ОТ ЧЕЛОВЕКА

Выражением «отчуждение Бога» мы обозначаем сложный духовный процесс, начавшийся в XVII веке в Англии и полностью проявивший себя в веке XVIII во всей Западной Европе. Сутью этого процесса был глубокий ценностный кризис, вызванный упадком веры в сверхъестественное и заменой её на веру в «естественный порядок вещей». На смену «религии Откровения» пришла «естественная религия».
Расцвет «естественной религии» был одним из кульминационных моментов в процессе «отчуждения Бога». Ее философским обоснованием стал деизм. Деизм максимально дистанцирует Бога от человека; вместо веры в личного, живого Бога, дарующего надежду на избавление от смерти и страданий, участвующего в жизни каждого человека, заступника и судии, который всегда рядом, приходит вера в Бога предельно далекого, однажды запустившего колесо мироздания и с тех пор не вмешивающегося в судьбы индивидов. Деисты хотели устранить разногласия между конфессиями, ведущие к конфликтам; главное средство примирения религий они видели в разуме. Истинность религии, согласно деистам, определяется ее разумностью; все, что не поддается рациональной проверке, должно быть из религии устранено. Логическим следствием такой установки стало отрицание Откровения.
В попытке преодолеть отчуждение Бога можно выделить два подхода. Большинство английских христианских апологетов применяли критический метод. Беркли, по-видимому единственный, предложил позитивный подход, используя при этом «оружие» самих деистов, т. е. апелляцию к разуму.
Беркли пытается вновь «приблизить» Бога к человеку и показать, что возможность Богообщения не утрачена и Бог по-прежнему участвует в делах человека. Позиция Беркли сводится к следующим тезисам:
а) Бог непрерывно говорит с каждым человеком, независимо от его религиозных убеждений;
б) Язык, на котором Бог говорит со всеми — это язык Природы. Любое природное, естественное событие есть элемент Божественной речи, знак; совокупность этих событий порождает Божественный текст, обращенный к человеку;
в) Человек может научиться «читать» этот текст с помощью своего рассудка;
г) Божественный язык организован по определённым правилам, которые для человека предстают как законы Природы. Согласно Беркли, эти законы представляют собой не каузальные связи, а просто «повторяемости», служащие для удобства понимания идей Бога.
д) Изучая законы природы с помощью разума, ученый-естествоиспытатель может и должен служить религии, помогая глубже понять структуру языка Бога и смысл Его высказываний.
е) Лишь в редких случаях речь Бога становится непотаенной — это случаи религиозного Откровения. Во всех остальных человек должен потрудиться, чтобы ему открылся смысл Его речей; помощником в расшифровке Его посланий является совесть; нравственному человеку легче постичь скрытый в знаках Природы сверх-природный смысл. Почему?
ж) Природные законы, по Беркли, являются в то же время моральными законами. Посредством естественных законов Бог указывает каждому на: 1) смысл его жизни; 2) способы действия, при помощи которых индивид может оптимально реализовать своё предназначение;
з) Среди моральных законов можно выделить как наиболее существенные законы удовольствия и страдания. Законы удовольствия гласят, что следует стремиться только к так называемым естественным, или рациональным удовольствиям.
и) Высшее из естественных удовольствий — удовольствие понимания. Из множества предметов, которые следует понять, величайшее удовольствие доставляет понимание замыслов Бога, осознание своего предназначения и бессмертия своей души (т. е. всего того, что отрицают деисты, материалисты и атеисты). Понимание таких предметов — ключ к правильной жизни, достижению summum bonum, возможность создания справедливого и гармоничного общества.
Подобная позиция, как справедливо заметил П. Олскамп, может быть названа «теологическим утилитаризмом». Попытка Беркли не оказалась успешной, более того — подверглась критике не только со стороны его оппонентов, но и со стороны его союзников — апологетов христианства; его средства защиты были признаны ими сомнительными. С другой стороны, сама формула «мир Природы есть Божественный язык» и ее импликации оказалась довольно продуктивной для последующих философских построений.


ДЕВЯТКИН С. МОРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ: ПОПЫТКА ПРЕОДОЛЕТЬ «ОТЧУЖДЕНИЕ БОГА» ОТ ЧЕЛОВЕКА // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 47-50.

Hosted by uCoz