В начало
ЕМЕЛЬЯНОВ А. МЕСТО УДОВОЛЬСТВИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОРЯДКОВ

Удовольствие — один из интереснейших феноменов человеческой жизни. Современная философия, имея в своей структуре сильнейшую экзистенциальную ветвь, актуализирует такие состояния человека, как страх, заброшенность, обреченность, ничто и др. Удовольствие является противоположным феноменом, предполагая такие феномены, как счастье, радость, полнота жизни.
Удовольствие — индивидуальный феномен. Находясь в состоянии удовольствия, индивид приобретает автономию, нейтралитет от общества, личную независимость. Это минуты отдохновения, блаженства, свободы от повседневных обязанностей. Человек в состоянии удовольствия принадлежит самому себе, находясь одновременно в состоянии единства с миром. Однако каким образом удовольствие оказывается вовлеченным в систему социальных порядков - отношений, норм и институтов общества?
Зависимость от внешней среды укоренена в потребности; ощущая потребность, человек испытывает определенный дискомфорт, который является импульсом к удовлетворению потребности. Понятие потребности может трактоваться расширительно: в этом случае оно сливается с необходимостью, выходит за рамки индивидуального существования. Однако, если принять подход Ж. Лакана, потребности противостоит несводимое к ней желание. Желая что-либо, осуществляя желание (что имеет другое значение, нежели удовлетворение потребности), человек испытывает чувство удовольствия.
Умение достигать удовольствия, находиться в состоянии удовольствия есть свидетельство зрелости человека, обретения им самости, самоактуализации. А. Маслоу в этой связи указывает на такие черты самоактуализации, как реальное (не потенциальное) существование, способность к лучшему жизненному выбору, способность испытания пик-переживаний (сильной любви, исключительной красоты), умение прислушиваться к внутренним импульсам. Самоактуализированных людей автор называет «хорошими людьми», связывая именно с ними прогресс в развитиии человека, самоэволюцию человечества. Примечательно, что признаки удовольствия и самоактуализации совпадают. Однако находиться в удовольствии и находить удовольствие - не одно и то же.
Последняя черта - находить удовольствие - характеризует «общество потребления». Ориентация человека данного типа, в отличие от живущего в «обществе производства» - в накоплении жизненных благ, расходовании энергии и ресурсов на личные нужды. Человек потребления ведет «гедонистический образ жизни» (Д. Белл). С критикой такого рода способа удовольствия - удовольствия как цели - выступали многие мыслители. В частности, по мысли Ю. Шрейдера, принцип удовольствия, взятый в качестве морального норматива, оказывается саморазрушающимся.
Удовольствие человек получает как бы «в награду» к желаемой деятельности. Упоминавшийся выше А. Маслоу отмечает, что самоактуализированные люди увлечены чем-то, что не относится к запросам их естества, они поглощены неким призванием или посвятили себя служению в старом смысле этого слова. Удовольствие как свойство самости оказывается связанным с социальными отношениями, с произведением общественных продуктов.
Связь удовольствия с таким феноменом, как власть, представлена у М. Фуко. Общество интересуется личной жизнью индивида, пытаясь вторгнуться в самые интимные уголки его психики. Причина такого интереса - в стремлении механизмов власти перенаправить энергию индивида с личной жизни на жизнь общественную.
Таким образом, можно выделить три обстоятельства, в силу которых удовольствие, будучи индивидуальным феноменом, присущим экзистенции человека, становится феноменом общества, оказывается включенным в систему социальных порядков:
1. Ориентация человека на накопление жизненных благ, стремление к удовольствиям как цели характеризуют «общество потребления».
2. Умение находиться в состоянии удовольствия, испытывать пик-переживания есть свидетельство самоактуализации индивида, обретения им самодостаточности, способности к «продуктивной деятельности» (Э. Фромм).
3. Общество проявляет интерес к личной жизни индивида, его тайным желаниям, влечениям. Применительно к сегодняшнему дню это можно наблюдать, в частности, в общественно-политическом дискурсе: составной частью имиджа политика, общественного деятеля является его семья, вкусы, пристрастия и т. п.

ЕМЕЛЬЯНОВ А. МЕСТО УДОВОЛЬСТВИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОРЯДКОВ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 50-52.

Hosted by uCoz