В начало
ЗАВЕРШИНСКАЯ Н. ГОРИЗОНТЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: КОНФЛИКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ

Вокруг статуса культурологии как нового исследовательского направления в изучении культуры не утихают дискуссии. Их участниками предлагаются разные, порой диаметрально противоположные, версии интерпретации вопроса: что есть наука о культуре. То, что сказал о культурной антропологии К. Гирц, можно отнести в целом и к культурологии— «это наука, продвижение в которой отмечено не столько укреплением консенсуса, сколько изысканностью споров. Совершенствуются лишь колкости, которыми мы друг друга осыпаем» (Гирц К. В поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга. С. 198.). Обозреть характер ведущейся дискуссии в небольших тезисах-задача совершенно невыполнимая. Поэтому речь пойдет лишь об одном конфликте интерпретаций, который породила статья Межуева В.М. «Культурология и философия культуры», опубликованная в научно-образовательном вестнике «Культурология», 1997, № 2-3.
Межуев В. М., очерчивая пространство современной науки о культуре (культурологии), ограничивает его только научным знанием о культуре. Говоря о культурологии, он подчеркивает, что это научное знание о культуре отделилось от ее философского осмысления, когда на смену культурному евроцентризму приходит культурный плюрализм. С тех пор познание феномена культуры разделяется на философское и научное. Пространство современной культурологии, по его мнению, охватывает социологическое, антропологическое и гуманитарное знание (Межуев В.М. Культурология и философия культуры // Культурология: Научно-образовательный вестник, 1997, № 2-3. С. 21-23). Данная точка зрения вполне имеет право на существование, но кажется небесспорной. И, прежде всего, возражение вызывает попытка позитивистки истолковать культурологию, рассмотреть ее как нефилософскую дисциплину. «...История культурологической мысли показывает, как справедливо считают авторы учебного пособия «Философия культуры: Становление и развитие» (СПб., 1998. С. 11-12), что в «чистом виде» философия культуры выступает гораздо реже, чем в скрещивании с той или иной конкретной отраслью культурологического знания - этнографической, социологической, исторической и т. д. Оно и понятно: при решении конкретных задач изучения культуры ученому необходимо определить, как понимает он сущность культуры, ее границы и строение...» Кроме того, вряд ли корректно разводить между собой гуманитарное знание, с одной стороны, и социологическое и антропологическое, с другой. Традиционная социология
культуры действительно базируется на принципе: «ищите социальное» перед лицом любой проблемы, неважно какой. И для подобного рода ориентированной социологии культуры вполне уместна позиция разведения социологического и гуманитарного компонентов знания. Ведь в рамках данного дискурса индивид предстает как некая марионетка обезличенных социальных сил, «руководящим указаниям» которых он следует. Но наряду с традиционной можно вести речь и о культурологически ориентированной социологии, сочетающей гуманитарный метод (новую методологию для гуманитарных наук, разработанную М. Вебером) и научный метод. Первыми, кто встал на путь самоутверждения социологии в качестве одной из наук о культуре были М. Вебер и Г.Зиммель. Они боролись за то, чтобы социология по-прежнему продолжала «считаться наукой, но уже не в качестве «падчерицы» естествознания, бросающего ей постные куски со своего пиршественного стола, а в качестве законной дочери культуроведения. Причем старшей дочери, задающей тон всем остальным культуроведческим дисциплинам в силу ее изначально присущего ей тяготения к научной доказательности эмпирической достоверности» (Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и Михаил Бахтин // Культурология: Научно-образовательный вестник, 1998, № 4. С.44). Путь к этому лежал через осознание специфики социально-гуманитарного и социально-культурного знания. Осознание же качественной специфики исследуемого предмета, антропологической специфики, вело неизбежно к необходимости выработки соответствующей методологии. М. Вебер начинает поиск общей методологии наук о культуре, не уступающей в своей научной строгости естественнонаучной методологии. Отправным пунктом исследования, согласно новой методологии, должен стать индивид, действующий осмысленно. Опора социологии М.Вебера - культурологический фундамент, т.е. специфика человека как культурного существа. Социальная реальность возникает и формируется из действий людей, субъективно ориентированных по своей природе. Налицо поворот, изменение ориентации: поворот от общественного (или социокультурного) бытия - к активному индивидуальному, субъективному действию: «акту действия» и самому «деятелю», взятому во всей его конкретности. Это изменение ориентации на Западе осознавалось как «коперниканский» переворот» в рассмотрении социальной жизни. Словосочетание это впервые прозвучало у Канта, который говорил о коперниканском перевороте, т.е. о переходе от проблематики бытия, объекта к проблематике сознания, субъекта, гносеологии и в конце концов субъекта познания. И теперь, как замечает Давыдов Ю.Н., большая волна, вызванная этим теоретико-познавательным переворотом, дошла, наконец, до уровня социологического у Вебера (Культурология, 1998, № 4. С. 51).
Применительно к антропологическому знанию можно сказать то же. Весомое доказательство - позиция К.Гирца, утверждающего то, что антропология предстает уже не как экспериментальная, а как интерпретативная наука, занятая поиском смыслов и значений. «Концепция культуры, которой я придерживаюсь и конструктивность которой пытаюсь показать в собранных в этой книге статьях, по существу семиотична. Разделяя точку зрения Макса Вебера, согласно которой человек - это животное, опутанное сотканными им самим сетями смыслов, я полагаю, что этими сетями является культура. И анализировать ее, должна не экспериментальная наука, занятая выявлением законов, а интерпретативная, занятая поисками значений. Подвергая анализу загадочные на первый взгляд социальные факты, я ищу им объяснение» (Гирц К. В поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 173). Другими словами говоря, гуманитарные ориентации являются составной частью как социологического, так и антропологического знания. Поэтому их механическое разъединение вряд ли оправдано.


ЗАВЕРШИНСКАЯ Н. ГОРИЗОНТЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: КОНФЛИКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 52-54.

Hosted by uCoz