В начало
ИГНАТЬЕВ С., НОВОЖИЛОВ В. ВЕЛИКОДУШИЕ И НАДЕЖНОСТЬ КАК ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

Если вам придется выбирать между великодушием и малодушием, то наверное вы предпочтете первое, хотя бы из количественных соображений. Больше души — больше жизни. Ведь когда душа покидает тело, оно разрушается и сгнивает, из тела уходит сущность, по Аристотелю. Но смерть есть процесс во времени неоднозначный. Для одних — мгновенье, для других — жизнь как «смертельная болезнь», как смерть неразличима. («Я стар душой, какой-то жребий черный мой долгий путь...» А. Блок). В большинстве мы умираем по частям, душа уходит незаметно, постепенно, как «самодвижущееся число» (Ксенократ). Остается лишь «тень души» (Юнг). Мы помним у Достоевского о тени кучера тенью щетки чистящей тень лошади. Тело, в прямом смысле, пустотелое может «жить» еще десятки лет, симулируя жизнь и «тащить за собою живых». Характерно рынок мертвых душ описан Гоголем. Тьма живых мертвецов шумит весьма правдоподобно, это в ней ходил Диоген с фонарем, искал человека. Опознание человека — актуальнейшая проблема современности, в связи также и с шестимиллиардным юбилеем человечества.
Вообще проблема души, да и сам феномен, достаточно затасканы в культуре, считающейся по одной из точек зрения душой цивилизации, душе от этого не легче. Вопрос в том: кто с кем и кто под кем ... (исследование социальной некрофилии оставим молодым). Как разглядеть живого, надежного, верного, неподкупного, ответственного?
Определение надежности соратника в экстремальной ситуации, партнера в деловых отношениях, союзника в политике, друга, супруга, любимого и т.д. полагает различные методики, которые можно разделить на долгосрочные и экстремальные, рациональные и иррациональные, субъективные и объективные. Частично эти методы известны и мертвым и живым, хотя бы из классической литературы, но используются они с полярных методологических позиций, ибо и душа полярна. (Пример из мира «закулис», теневых кабинетов, авторитетов и теневой экономики: «повязать» на крови, на взятке, зомбировать).
«Нам не понять ни помыслы, ни душу человека, пока в руках он власти не имел...» (Софокл. Антигона). Дорогостоящий эксперимент, уж мы то это знаем. Как-то спросили холопа в анекдоте царских времен: «Чтобы ты сделал, если бы тебя поставили царем? Холоп подумал и отвечает: «Ел бы сало с салом, сто рублей накопил и убег».
Бедная Лиза Карамзина не смогла жить обманутой и обесчещенной, благородство души не позволило. На наш взгляд, это объясняет падение естественного прироста населения в стране. Ведь рождаемость детей во многом, если не в основном, зависит от веры в великодушие хозяев, благополучие и стабильность, от веры в благодарность за верноподданичество, благонадежность и законослушание. Наши предки послали за Рюриком еще и потому, что верили в великодушие человека породистого, честь имеющего.
«Лишь горе испытав, душою мы растем, величие души — величие страданий...» (из французской классики). Но, к примеру, голод, голодание одним открывает духовные глубины, других делает мародерами, одних лечит, других калечит. Так или иначе «человек проявляется в пограничной ситуации». Друг познается в беде. А до беды можно ли узнать с кем имеешь дело?
Как в ГРУ, так и в ЦРУ трусость — есть малодушие. С кем пойти в разведку? Этот вопрос волнует все силовые ведомства, охранные подразделения, МЧС и организации, работающие в экстремальных условиях.
Ученые Международной Академии Акмеологических Наук (МААН) сегодня работают в области практических исследований проблемы экстремальных экспертиз.


ИГНАТЬЕВ С., НОВОЖИЛОВ В. ВЕЛИКОДУШИЕ И НАДЕЖНОСТЬ КАК ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 54-55.

Hosted by uCoz