В начало
КОЛОНУТОВ М. КУЛЬТУ РА КАК ФЕНОМЕН ИММАНЕНТНЫЙ АКТИВНЫМ СИСТЕМАМ

Кардинальные вопросы генезиса, развития и сущности культуры в настоящее время все еще далеки от общепризнанного решения. Большинство подходов к ее изучению, например, философско-антропологический (Э. Тейлор), философско-исторический (И. Гердер), социологический (У. Бекет) и ряд других, в своей основе имеют интуитивные, но не дискурсивные гносеологические действия. Именно это порождает неприличное для серьезной науки количество (по некоторым источникам до 400) определений феномена культуры. Сколько ученых — столько интуитивных постижений — столько и определений, тем более, что практика как критерий истинности этих постижений в данной ситуации бессильна.
Как показано в статье (Колонутов М. Г. Феномен культуры с точки зрения системологии. Деп. в ИНИОН РАН № 53092 от 28.11.97 г.), дискурсивное разрешение основных вопросов культурологического комплекса, ведущее к трудно опровергаемым выводам, возможно на основе теории систем, в частности активных систем, к которым относятся те системы, компоненты которых, являясь живыми существами, способны ставить индивидуальные цели и выполнять избирательные действия по их достижению в условиях ограниченности общих ресурсов их жизнедеятельности.
Общность и ограниченность доступных ресурсов немедленно ведет к тому, что при любом уровне материальных условий жизни и типе материальных общественных отношений на любом изначально однородном универсуме возникает социальная напряженность, приводящая к групповой структуризации универсума и возникновению конфликтов на индивидуальном и (или) групповом уровнях. Существование индивидов в этих условиях самым существенным образом зависит от наличия и развитости такой совокупности регулирующих отношений между ними или их группами, при которой, во — первых, выполняется приемлемое согласование различных индивидуальных (групповых) мотивов поведения и адекватность их общим (системным) целям, во — вторых, обеспечивается возможность проведения совместных действий, направленных на обладание, контроль и распределение ресурсов. Именно эта совокупность отношений, позволяющая каждому индивиду в группе (системе) надеяться на получение некоторой доли того или иного ресурса, и обеспечивающая реализацию преимуществ коллективной деятельности перед индивидуальной в достижении желаемого уровня обеспеченности ресурсами может быть названа КУЛЬТУРОЙ данной активной системы. Культура трансформирует индивидуальные мотивы действий в системные, например, путем:
- создания единой системы понятий, определяющих объекты и явления окружающей действительности;
- унификации критериев оценки фактов и понимания смысла информационных сообщений, которыми обмениваются индивиды;
- преодоления различий в логике построения выводов и принятия решений, обусловленных особенностями индивидуальных систем мышления;
- формирования способов оценки действий и ответственности каждого из индивидов перед другими членами сообщества.
Таким образом, существование и развитие активных систем определяется не только материальными системообразующими факторами (материальные условия жизни и материальные общественные отношения), но и внутренним духовным системообразующим фактором — культурой. Как только культура некоторой активной системы по тем или другим причинам вырождается, эта система перестает существовать, наступает «вавилонское столпотворение», из которого самоорганизуются новые системы, вырабатывающие свою собственную культуру, адекватную новым материальным условиям жизни и (или) новым материальным общественным отношениям.
Из всех классов активных систем особое место занимают социальные системы. Коренным отличием таких систем является то, что они обладают ЗНАНИЕМ, которое является одновременно и продуктом, и специфическим ресурсом жизнедеятельности сообществ Homo sapiens. Именно культура создает мотивационное обеспечение роста запаса знаний (тезауруса системы), только посредством культуры этот запас передается от одного поколения другому, обеспечивая устойчивость и преемственность развития системы.
Любая социальная система, со свойственной ей культурой как некоторой совокупностью регулирующих отношений, в целях повышения безопасности своего существования, постоянно стремится распространить эти отношения на все больший круг индивидов, делая их, если не адептами этой культуры, то, во всяком случае, не врагами. Поскольку при этом основные постулаты культуры практически невозможно обосновать логически, то на первое место выходит их интуитивное постижение при помощи насилия, религии или искусства. Последнее, в отличие от других факторов, «внушая и закрепляя те или иные догмы, делает это не подавляя, не отупляя личность, ее духовный мир и потенцию, а развивая ее» (Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М.: Радио и связь, 1981.), но, тем не менее, все эти проявления социальной активности, являются методами, направленными на развитие (интенсивное или экстенсивное) культуры, в этом состоит их основное предназначение.

КОЛОНУТОВ М. КУЛЬТУ РА КАК ФЕНОМЕН ИММАНЕНТНЫЙ АКТИВНЫМ СИСТЕМАМ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 58-60.

Hosted by uCoz