В начало
ДОНЧЕНКО А. КУЛЬТУРА КАК ТВОРЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

Характеризуя культуру как результат целесообразной деятельности человека, или как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного производства, или как уровень развития общества и человека, выраженной в типах и формах организации жизни и деятельности, или любым другим подобным образом, мы не можем игнорировать необходимость рассмотрения механизмов особого типа детерминации культуротворчества.
Среди таких детерминант выделяется время, определяющее деятельность человека и общества, как условие и мера их развития, как форма существования и прогресса культурно-исторической реальности.
Первым русским философом, увидевшим в культуре проявление формы овладения временем, был Валериан Муравьев (1885-1932).
Культура есть результат созидания времени. При этом, таким ее созиданием является каждый акт, меняющий мир. Тем самым В.Муравьев разводит понятия творческий труд, труд без творчества, творчество без труда. Например, по Муравьеву, сизифов труд не есть акт культуротворчества. Хотя А.Камю, думаю, оспорил бы такое утверждение, поскольку, в его понимании Сизиф свободен в своем презрении к тем, кто осудил его на бессмысленный и жестокий труд. Свобода же — одна из ценностей культуры.
Творение времени совершается посредством утверждения длительности каких-либо ценностей, сопротивляющихся в этом акте разъедающей силе времени. Эти ценности и есть ценности культуры. Так можно воскресить любую исчезнувшую культуру (например, эпоха Возрождения).
Механизм воскресения Муравьев, не в пример Бердяеву, понимает как реальный, а не как символический акт. Бердяев оценивает победу человека над рабством у времени, у необходимости, у смерти, как парадокс человеческой судьбы и судьбы мира, не поддающийся рациональному осмыслению (Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистской философии. Париж, 1939). Для Муравьева воскрешение прошлого осуществляется через реальные виды деятельности (генетику, политику, производство). «Покаяние русского народа совершается возвращением его через русское будущее к русскому прошлому или воскресением его через прошлое к будущему, что одно и то же» (Муравьев В.Н. Овладение временем. М., 1998. С. 66). Такое возвращение В. Муравьев мыслит как покаяние, природу которого видит в воскресении.
У современного читателя может возникнуть ряд вопросов, на которые В. Муравьев, к сожалению, ответить уже не может.
А что собственно мы должны воскрешать? Курные избы, сплошную неграмотность, нищету?
Допустим, что в какой-то исторический момент русский народ согрешил, предав свое прошлое. Предавая же свое прошлое, человек в первую очередь предает самого себя. Получается, что печать Иуды лежит на всех и бессмысленно искать персонифицированных виновников? Или мы все-таки должны поискать в истории имена тех, кто когда-то создал мир идей, ничего общего с миром русским не имеющий, но в который русский народ уверовал, и, пойдя за ним, вверг себя в грех? И кто взойдет на крест, чтобы искупить
своими мучениями и смертью эти грехи? И не окажутся ли они вновь лжепророками и лжеапостолами?
Можно согласиться, что даже если все мы грешны, существует спасительный акт покаяния, ибо в жизни всегда есть место покаянию. Действительно, покаяние является важным средством духовного возрождения и самосовершенствования. Но вместе с тем покаяние не освобождает человека от ответственности за содеянное. Моральное отношение ответственности выражается в чувстве вины, избавиться от которой можно либо посредством смерти (экзистенциализм), либо — милостью Бога, либо возвращением к своему прошлому.
Но как далеко (или глубоко) русский народ должен вернуться к своему прошлому, чтобы удостоиться милости покаяния и воскресения? К временам язычества, или введения христианства на Руси, или реформам Петра великого, или революции 1517 года?..
Был ли князь Владимир Святославович, избравший Византийскую ветвь христианства главным виновником многовекового застоя на Руси? И имел ли место на Руси этот застой? Как следует оценивать политику Петра Великого, жестко внедрявшего в России Европу? И верно ли, что Россия избежала бы многих трагедий в своей истории, если бы пошла в ногу с религией Западной Европы со времен князя Владимира крестителя?
Как бы мы ни ответили на эти и множество других вопросов, можно согласиться, что в учении Валериана Муравьева об овладении временем есть рациональные зерна.
Объективируя свою деятельность в продуктах материальной и духовной культуры, создавая новые ценности и идеалы, личность творит тем самым свое индивидуальное время. В производимые им предметы и общественные отношения (т.е. заключенные в вещах временные структуры) человек вкладывает время своей жизни время опредмеченное трудом в предметах и средствах производства, время живого конкретного и абстрактного труда.
Человек в своей жизни не только творит время посредством целесообразной деятельности, но и сам формируется временем прошлым, настоящим и будущим в их диалектический взаимосвязи. Опосредующим звеном между прошлыми, настоящими и будущими событиями человеческой жизни являются ведущие формы деятельности. В этом ключ к пониманию развития культуры.
Поскольку ценность времени жизни есть величина, зависимая от содержания и результата человеческой деятельности, постольку творческое овладение временем жизни осуществляется посредством превращения каждой из присущих человеку форм деятельности в самодеятельность. Творческое овладение временем жизни — одно из непременных условий духовности существования человека, разрешения проблем смерти и бессмертия, цели и смысла жизни, ответственности за судьбу человечества, за бытие человеческого рода и человеческой цивилизации. Так создается преемственная связь прошлого опыта, насущных потребностей настоящего и задач далекого будущего, т.е. преемственная связь не «чистого» времени, а наполняющей и потому творящей его деятельности, в которой становление и развитие культуры не только проявляется, но и совершается.

ДОНЧЕНКО А. КУЛЬТУРА КАК ТВОРЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С.6-9.

Hosted by uCoz