В начало
ЛУКЬЯНОВ В. ДУХОВНАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

На современном этапе развития российского общества, связанном с необходимостью преодоления существующего духовно-идеологического кризиса и утверждением новой духовной парадигмы, заново приобретают актуальность идеи и концепции представителей русской религиозной философии. Особую значимость в этой связи имеют их работы, посвященные изучению роли и места красоты в духовном развитии личности, в ее формировании как полноценного субъекта деятельности, поведения и общения. Уже на рубеже Х1Х-ХХ веков религиозные мыслители остро поставили вопрос о кризисе современной цивилизации и его последствиях для человека: распаде души современного человека и духовном атомизме (B.C. Соловьев, П. А. Флоренский), об утрате личностью духовного центра (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.). Религиозные философы не только поставили диагноз современному человеку и его культуре, но и попытались найти выход из этого духовного кризиса, показывая роль ценностей-идеалов Истины, Добра и Красоты в духовной жизни человека.
Для философско-культурологических поисков религиозных философов важнейшим предметом анализа стала красота как ценность. Вслед за Ф.М. Достоевским многие из них рассматривали красоту как великую силу, которая спасет мир. При этом необходимой предпосылкой утверждения красоты в самой действительности, по их мысли, является духовная красота человека. Уже B.C. Соловьев показал, что «темное начало хаоса» в душе человека может быть побеждено его нравственным возрождением и духовным подвигом, и, только опираясь на эту основу, красота способна спасти мир.
На наш взгляд, условно можно выделить три взаимосвязанных аспекта красоты духовной в трактовке русских религиозных философов: (1) аспект собственно духовный, связанный с «доброкачественностью духовной жизни» (выражение П.А. Флоренского); (2) аспект жизнетворческий, связанный с утверждением красоты в окружающем мире через поступки, когда «самую жизнь свою делают художественным произведением» (выражение С.Н. Булгакова); (3) аспект художественный, связанный с воплощением духовной красоты в искусстве, с «целящей силой красоты» (Е.Н. Трубецкой).
Не случайно в центре внимания религиозных философов оказывается искусство. Именно искусство, а не наука, позволяет человеку в процессах художественного общения вырабатывать, передавать и осваивать целостное миропонимание. Картины мира, опредмечиваемые и распредмечиваемые в процессах художественного общения, содержат в себе не только знания об окружающем мире, но и — что оказывается существенным - ценности, лишь на основе которых человек и способен ставить задачи по преобразованию самого себя и окружающей среды. Если спасение мира зависит от спасения человека, то искусство оказывается незаменимо в плане формирования духовного мира человека. В этой связи представляется актуальным обращение B.C. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, Н.А. Сетницкого и др. к анализу ценностного содержания художественных образов. Только искусство, возвышающее человека, нацеливающее его на высокие духовные идеалы, способно формировать «человека-деятеля» (Н.А. Сетницкий), готового к преобразованию самого себя и окружающего мира сообразно этим идеалам. Отметим, что выдвижение задачи спасения мира красотой (неотделимой от истины и добра) стало свидетельством глубочайшей озабоченности русских религиозных философов судьбой мирового развития, судьбой современной цивилизации, являлось попыткой внести свой вклад в реальное утверждение этих ценностей-идеалов. Такая позиция противостояла теоретическим попыткам и реальным процессам «атомизации» духовной жизни современного человека, фактически способствовала его возвышению и одухотворению, одухотворению самих основ современной цивилизации.

ЛУКЬЯНОВ В. ДУХОВНАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 60-61.

Hosted by uCoz