В начало
МАКАРОВА М. ЦЕННОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СВЕРХЧУВСТВЕННОГО

В философии неоднократно поднималась проблема сверхчувственного характера ценности. Соотношение понятий «ценность» и «сверхчувственное» осуществляется чаще на уровне объекта, или носителя ценности. Когда говорится, что некий предмет имеет ценность, значимость для субъекта, то подразумевается, что свойства этого объекта имеют нефизический, нечувственный характер, т.е. принадлежат ему не как объекту природы, а как элементу человеческого мира.
Природа ценности, ее несводимость лишь к субъект-объектному отношению, становится более понятной, если обратиться к анализу сверхчувственного и, в особенности, двух его аспектов - практического и социального. Данный анализ позволяет также более глубоко проникнуть в сущность человеческой деятельности, не ограничиваясь лишь ее выделением в качестве атрибутивного свойства человека. Кроме того, он позволяет рассматривать ценность как бытие, реализующееся в процессе деятельности.
В самом широком контексте сверхчувственное есть нечто, определяемое посредством отрицания чувственного, наглядно воспринимаемого, физического, телесного. Это наиболее абстрактное определение позволяет трактовать «сверхчувственное» как «в себе сущее» или «вещь саму по себе».
Более детальное рассмотрение позволяет выделить два его аспекта: 1) гносеологический, в основе которого лежит выявление способов сверхчувственного знания - мышления и интуиции; 2) онтологический, позволяющий заменить абстрактные категории «в себе сущего», «непознаваемого», «трансцендентного» на некоторую совокупность «идеальных» объектов (ноуменов), например, религиозных, метафизических идей и категорий, научных понятий, выражающих общие свойства и отношения вещей. Однако понятие «сверхчувственного» не исчерпывается этими двумя значениями, поскольку сами ноумены не имеют самостоятельного значения, если не установлена их значимость для человека. Вопрос о ценности метафизических построений для человека ставит перед современной философией задачу создания новой метафизики, а значит и новой концепции сверхчувственного. В качестве ядра данной концепции провозглашается идея человека в его целостности, поэтому такая система с неизбежностью должна была стать антропологической. Начало этой системе было положено Кантом в его практической философии и концепции трансцендентальной свободы.
В практической философии Канта мы обнаруживаем новый аспект категории «сверхчувственное», основанный на его толковании как свободного бытия, т.е. бытия, являющегося первопричиной появления некоторых событий в воспринимаемом мире. Таким бытием, по Канту, реально обладает только человек. Он обладает им, поскольку может свободно начинать действие благодаря своей воле (отрицательное определение), и поскольку его воля при совершении нравственного поступка детерминирована только разумом (положительное определение). Данный аспект сверхчувственного в кантовской философии можно назвать практическим или антропологическим. Сверхчувственный мир у Канта выступает прежде всего как мир свободы, заключающейся в самораскрытии человеческой сущности. Человек как член сверхчувственного мира и мира природы обладает способностью посредством целенаправленной деятельности создавать свой собственный мир согласно им же установленным законам, принципам, ценностям, нормам и т.д. Рассмотрение практического аспекта позволяет говорить и о социальном аспекте сверхчувственного, поскольку способы и формы деятельности необходимо образуются в процессе социального взаимодействия, общения между людьми, формируются в ходе длительного исторического развития.
Сверхчувственное, как реализующееся в деятельности, может быть рассмотрено также и как бытие возможное. Понятие ценности, рассматриваемое в качестве одной из форм сверхчувственного, также может быть охарактеризовано как принадлежащее к возможному бытию. Ценность может быть представлена как возможная деятельность, возможный предмет («заключенная в предмете возможность»), возможность самого человека в освоении определенного предмета (Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966.

С.36-37). Важное свойство ценности состоит также в том, что она придает системный характер всем остальным сверхчувственным формам человеческой деятельности (идеалам, нормам, принципам и т. д.), определяет тем самым специфику социокультурной среды данного общества. Поэтому вещи, рассмотренные как носители сверхчувственных свойств, обладают таковыми в силу принадлежности к той или иной ценностной системе.
Таким образом, анализ ценности в качестве одной из форм сверхчувственного позволяет существенно расширить границы изучения данной категории. Ценность выступает одним из способов данности человеку возможного бытия, требующего своей реализации в действительности. Кроме того, данный подход позволяет понимать ценность не только как «значение объекта для субъекта», но и как формирующуюся лишь в процессе взаимодействия между людьми.

МАКАРОВА М. ЦЕННОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СВЕРХЧУВСТВЕННОГО // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С.61-63 .

Hosted by uCoz