В начало
МАМЕДОВ Т. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОГО ВРЕМЕНИ В ИСТОРИОСОФИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Прежде чем говорить об историософии Ф.М. Достоевского и о проблемах личностного времени, определимся с самим понятием — историософия. Историософия — понятие, известное едва ли не со времени Геродота, и получающее разные определения у разных авторов. Само слово историософия состоит из двух частей — истории и софии. История, по определению Карла Ясперса, основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека. Понятие о Софии было впервые введено В. Соловьевым. Вместо традиционных терминов истории человеческой мысли, гносеология и онтология, Владимир Соловьев создал свой термин, вмещавший в себя указание не только на слияние веры и разума, но и на тот предмет, который хотя и содержит в себе это слияние, но по существу своему выше и этого слияния и даже выше того предмета, для которого совершается слияние веры и разума. Этот термин, максимально синтетический, какой только можно придумать, есть термин «София». Объединив два этих понятия, история и софия, мы все сильнее убеждаемся в том, что историософия — это прежде всего философия истории.
Термин «философия истории» изобрел в XVIII веке Вольтер, который понимал под ним всего лишь критическую, или научную, историю, тот способ исторического мышления, когда историк самостоятельно судит о предмете, вместо того чтобы повторять истории, вычитанные из старинных книг. Этим же термином пользовались Гегель и другие авторы.
Предметом философии истории является историческое измерение бытия человека. Объектом философского рассмотрения становится тот или иной сегмент исторической жизни человечества или всемирная история в целом. задачей философского постижения истории можно считать по пытки выявить «смысл истории».
Человек создает историю и вкладывает в нее свою творческую силу. И величайший парадокс заключается в отношениях личности и истории. Конфликт личности и мировой истории есть основной конфликт человеческой жизни, и его так остро сознавал Достоевский. Личность, по убеждению Достоевского, всегда ответственна перед обществом, природой и вселенной, перед прошлым, настоящим и будущим.
Главной темой размышлений Достоевского всегда была Россия, ее прошлое, настоящее и будущее, которые писатель стремился понять в широком контексте исторического развития Европы и всего человечества, их сложных и драматических судеб. Как отмечал М. Мамардашвили, у Достоевского всегда имелось в виду какое-то особое учение и послание -послание ли это России, послание ли это человеческой душе. И послания эти периодически то отвергались, то принимались, то они выступали как реакционные, то как прогрессивные. И вообще, все идеи Достоевского связаны с судьбой человека, с судьбой мира, с судьбой Бога. Идеи Достоевского глубоко онтологичны, бытийственны.
Философия истории ставит проблемы отношения истории ко времени, к свободе, к личности. И эти отношения представляют парадоксы. Время само по себе есть парадокс. Быстротечность времени, разрыв его на прошлое, которого уже нет, на будущее, которого еще нет, и на настоящее, которое частью уже прошлое, частью уже становящееся будущее, делает трудным уловление его реальности. Вся наша жизнь зависит от времени, и время несет для нас смерть. Во времени же совершаются творческие акты, которые приносят с собой новизну.
Тема времени у Достоевского находит отражение во многих его романах и других публицистических работах. От случайного, частного мысль Достоевского переносится к общему, от настоящего к прошлому и будущему, от «сиюминутного» к «вечному» Направляя внимание читателя на разрозненные, казалось бы, факты, автор стремится раскрыть внутреннюю связь между ними, осмыслить их с единой, общей философски-исторической точки зрения, помогающей прогнозировать не только ближайшее, но и отдаленное будущее. Время у Достоевского является условием нравственного развития личности, условием самосовершенствования на пути к счастью, когда человек достигнет высшей точки, время должно отступить перед ним. Достоевский рассматривает время как условие становления и развития личности, как форму индивидуально-личностного жизнетворчества.

МАМЕДОВ Т. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОГО ВРЕМЕНИ В ИСТОРИОСОФИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 65-66.

Hosted by uCoz