В начало
МЕЛЬНИК В. ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОСТИ

Динамика происходящих во всем мире и в нашей стране социальных сдвигов и изменений требует обоснования и применения адекватных методологических ориентиров их осознания, измерения и регулирования. В условиях нарастания современной экономической, экологической, политической и психологической напряженности, расслоения мирового сообщества на развитые и развивающиеся страны, возрастания межнациональных конфликтов и предсказываемых межцивилизационных столкновений, требуется такой общечеловеческий ориентир и критерий, который бы нес с собой нравственно-миротворческую, социально-сотрудническую и демократически-ответственную нормативность и направленность проявлений каждого человека, народа, общества.
Такой ориентир и критерий у человечества сложился уже давно вместе с появлением понятия цивилизации и получил наименование цивилизованности. Человек, люди цивилизуют условия своей жизни и через них цивилизуются, облагораживаются сами. Цивилизация как общественно-историческое образование есть специфическая социокультурная форма организации процесса создания и аккумуляции общественных благ, общественного богатства, в котором сам человек, его жизнь, здоровье, способности, преобразовательно-созидательная деятельность есть первейшие блага, движущие силы и источники развития данной цивилизации.
Прояснение этих источников природы цивилизации важно и для понимания природы и значений понятия цивилизованности. Антропологический статус цивилизованности зиждется на ее природе как атрибута цивилизации вместе с тем способа, меры реализации деятельно-преобразовательной и социокультурной сущности людей. В процессе индивидуальной и общественной жизнедеятельности людей цивилизованность служит ключевым способом создания и оценки благотворных условий их жизни и развития, повышения культуры и комфортности этих условий. Но в отличие от понятия цивилизации она не является обозначением любых условий, действий и отношений людей. Она может и должна рассматриваться как функциональный способ только позитивного качества и гуманистической продуктивности. В этом своем главном значении цивилизованность представляется как деятельный способ или мера гуманистической благотворности людей, общества, цивилизации.
Мерное значение цивилизованности мало исследовано и таит в себе огромные методологические возможности социального познания и практического ориентирования плодотворных действий людей. Проблема критериев оценки значимости и характера тех или иных индивидуальных и общественных действий людей, измерения условий их жизнедеятельности стала сегодня особенно актуальной. Протагор провозгласил: «Человек есть мера всех вещей!». Но какова мера самого человека, основ его жизни и развития в современных динамичных и сложных условиях ускорения социальных сдвигов и постоянных перемен?
Обоснование и раскрытие значения цивилизованности как меры гуманистической благотворности людей, стран и народов есть главный путь решения современных проблем человечества. Данное значение цивилизованности помогает конкретизировать исторические особенности и шаги цивилизаций, определять их достижения и показывать оборотную сторону их жизни и развития — нецивилизованные деяния человека. Особенно актуален показ специфической «борьбы» цивилизованности и нецивилизованности индивидов, общества в условиях развития современной постиндустриальной цивилизации, а также при осмыслении и решении проблем реформации и демократизации нашей страны. Специфическая российская цивилизованность подсказывает как надо проводить самобытную опережающую, а не догоняющую модернизацию всех сфер жизнедеятельности нашего общества.

МЕЛЬНИК В. ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОСТИ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 66-68.

Hosted by uCoz